Найти в Дзене
Новая школа

ПРО ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ (#6)

Фото из Яндекс.Картинки
Фото из Яндекс.Картинки

Давайте продолжим.

(Для тех, кто ещё не с нами, - начало обсуждения можно почитать здесь).

Самым проблемным местом в предложенной вакцине от «необучаемости» школьников являются инструменты ученика. В первую очередь это, конечно, учебники.

Что такое школьный учебник?


Разумно предположить, что ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК – ЭТО КНИГА, В КОТОРОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, ГРАМОТНО, НАГЛЯДНО И ДОСТУПНО ИЗЛОЖЕНО СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Школьник его понимает и потому с интересом читает.
Если не так, то для чего эта книга?
А если так, то
ЗАЧЕМ НАМ ЕЩЁ И ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ?

Сегодня (впрочем, как и вчера) школьный учебник является, в лучшем случае, дублёром учителя. Невзирая на все нововведения, изучение нового материала на уроке не обходится без объяснения учителя. Сложно представить, чтобы школьник на уроке самостоятельно разбирался с предметом по учебнику. На то он и урок, чтобы кто-то кого-то чему-то учил.

И, казалось бы, что плохого в том, что между учеником и предметом есть посредник? Он ведь помогает, как без него?
Но, если посмотреть внимательно, то выходит, что этот посредник – единственная настоящая проблема, решение которой позволит нам спасти всё школьное образование и вывести его на новый, современный уровень.

Я вовсе не о том, чтобы убрать учителя из школы. Ни в коем случае!
Я к тому, чтобы превратить учителя из посредника в сопровождающего. Чтобы учитель стоял НЕ МЕЖДУ учеником и предметом, а РЯДОМ, сбоку или немного позади ученика, на стороне ученика, поддерживая последнего в ЕГО АТАКЕ НА ПРЕДМЕТ.

Такое возможно, только если у ученика имеются все необходимые инструменты для «раскалывания ореха знания», и главный инструмент здесь – школьный учебник.

Ценность самостоятельного изучения предмета по учебнику в том, что школьник на уроке ДЕЙСТВУЕТ, осуществляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, без которой он не сможет продвинуться в изучении предмета. Необходимость ДЕЙСТВОВАТЬ, чтобы достигать цели, учит школьника быть причиной в жизни, а не следствием кого-то или обстоятельств.

Ценность самостоятельного чтения учебника на уроке в том, что школьник не привязан к классу. Ребёнок может читать учебник В СВОЁМ ПЕРСОНАЛЬНОМ ТЕМПЕ. Он может пропустить занятия в школе по какой-то причине и при этом не пропустить ничего в изучаемом предмете. Он может освоить предмет за два месяца или за два года, - решать ему. Он – хозяин своего будущего. Учитель только помогает ему достичь поставленных целей.

Ценность самостоятельного чтения учебника на уроке в том, что школьник неизбежно вынужден ТРЕНИРОВАТЬ СВОЮ СПОСОБНОСТЬ ЧИТАТЬ С ПОНИМАНИЕМ прочитанного; развивать самое главное универсальное учебное действие - ту самую ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ, по которой у нас стабильный провал.

Судя по результатам международных исследований PIRLS и PISA, у нас более 90% всех выпускников начальной школы показывают средний, высокий и высший результаты читательской грамотности и лишь половина выпускников основной школы подтверждают этот навык (см. приложение).

Ценность самостоятельного изучения предмета по учебнику в том, что школьник вынужден САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЕ. Добытое самостоятельно знание становится его ЛИЧНОЙ ПОБЕДОЙ. Совсем не то же самое, когда он узнаёт что-то с подачи учителя. Поэтому подачу нового материала учителем на уроке следует вовсе ЗАПРЕТИТЬ. Самое большее, что может сделать учитель, если школьник затрудняется в предмете, - предложить ему посмотреть изучаемый материал в другом источнике или помочь найти причину затруднения и справиться с ней, не подсказывая.

Ценность самостоятельного изучения предмета школьником на уроке по учебнику в том, что учителю нет необходимости ГОТОВИТЬ УРОК ПОД КАЖДОГО УЧЕНИКА. Учителю вообще нет необходимости готовить урок и устраивать традиционный «танец у доски». От него требуется свободно владеть предметом, внимательно наблюдать за работой детей и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, не мешая работать остальным...

После всего здесь написанного напрашивается только один вопрос: где взять тот учебник, по которому школьник сможет заниматься самостоятельно (без толмача), если в сегодняшних школьных учебниках не каждый образованный взрослый разберётся?

Мы вернулись к тому, с чего начали. Но не по кругу, а по спирали. Давайте продолжим её раскручивать на следующей встрече.

Спасибо за участие.

Приложение (только для интересующихся) – результаты международного исследования PIRLS и PISA в России:

Результаты международного исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study, Изучение качества чтения и понимания текста). В исследовании 2016 года Россия была представлена 4577 выпускниками начальной школы из 206 общеобразовательных организаций 42 регионов страны. Учащихся, продемонстрировавших высший уровень читательской грамотности в 2016 году, - 26%. Учащихся с низким уровнем читательской грамотности - 5%. Первое место в мире! (по данным федеральной службы по надзору в сфере образования и науки министерства образования и науки РФ).
Результаты международного исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study, Изучение качества чтения и понимания текста). В исследовании 2016 года Россия была представлена 4577 выпускниками начальной школы из 206 общеобразовательных организаций 42 регионов страны. Учащихся, продемонстрировавших высший уровень читательской грамотности в 2016 году, - 26%. Учащихся с низким уровнем читательской грамотности - 5%. Первое место в мире! (по данным федеральной службы по надзору в сфере образования и науки министерства образования и науки РФ).

Результаты международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), Россия. Выборка российских обучающихся 15-летнего возраста в 2018 году включала 7608 обучающихся из 265 образовательных организаций 43 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (9% – 7-8 классы, 81% – 9 класс, 7% – 10-11 классы), а также учащиеся образовательных организаций среднего профессионального образования (3%). В 2018 году готовы к самостоятельному обучению с помощью текстов 22% российских учащихся; не достигли порогового уровня читательской грамотности 22% учащихся России. 31 место в мире (по данным Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования  российской академии образования).
Результаты международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), Россия. Выборка российских обучающихся 15-летнего возраста в 2018 году включала 7608 обучающихся из 265 образовательных организаций 43 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (9% – 7-8 классы, 81% – 9 класс, 7% – 10-11 классы), а также учащиеся образовательных организаций среднего профессионального образования (3%). В 2018 году готовы к самостоятельному обучению с помощью текстов 22% российских учащихся; не достигли порогового уровня читательской грамотности 22% учащихся России. 31 место в мире (по данным Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования российской академии образования).