Наш постоянный автор, основательница компании Cognitive Technologies Ольга Ускова привычно спасает человечество. От голода. В двадцать первом веке. Она делает это эмоционально, как привычный герой своего времени. Она не боится патетических фраз, не чурается банальных выводов — потому что она права. Хватит валяться на диване, дело нужно делать. Кто-то это уже написал. И нет, это был не Пелевин.
Из разговора с митрополитом Иоанном про возможное будущее человечества:
«Вот представь себе, что Земля наша, маленькая, уютная планета, летит в космосе, как космический корабль, а мы все, людской род, ее экипаж. Ведем на этом “космическом корабле” хозяйство свое. Ну и есть диспетчерский вселенский центр. Наблюдает за полетом, корректирует. И видит он, что экипаж разрушает свою планету-корабль. Просто так разрушает, без смысла. Без надобности. Какое же решение должен принять Главный Диспетчер? Да, сменит целиком экипаж на планете, и все дела…»
…Утро. Мы с Сьюзен пьем кофе в палаточном городке миссии ООН в Кигали, Руанда.
— Слушай, ты фотографируй, если нужно, но вспышку не включай. Они очень слабые. Пугаются.
Завтрак туриста — галеты со сгущенкой и таблетки для желудка. Вода только своя. На руках перчатки. На лицах у нас — маски. Нет-нет. Это не весна-лето 2020. Это было два года назад. Мои английские партнеры взяли меня с собой в Кигали показать, как работает ООН в проекте «Голодающие дети Африки».
Я не буду здесь этого описывать. Мне до сих пор снятся и эти глаза, и эти торчащие кости, и мухи, и черви копошащиеся. А рядом упитанные белые взрослые, и я, такая сдобная тетка, и все это, такое контрастное, — за рамками любой морали и любого понимания.
Попробуйте представить: вот сейчас, прямо сейчас, когда вы отставили недоеденные драники в «Кофемании», какой-то ребенок на Земле умер от голода.
Зачем я летала тогда на эту страшную «экскурсию»? Мне нужно было для себя, для своей команды до конца понять, зачем мы делаем проект «Cognitive Agro Pilot» по созданию искусственных мозгов для сельскохозяйственного транспорта. Слишком много моральных и социальных вопросов собралось вместе под крышей темы роботизированной обработки полей. И я искала ответ — единый для всех стран, в которых мы его сейчас запускаем. Независимый — ни от политического строя, ни от национальных и климатических особенностей. И поэтому я тогда обратилась к Сьюзен Джонс с просьбой взять меня в поездку миссии в Африку. Я хотела не просто знать. Я хотела ВИДЕТЬ.
Совершенно разные вещи — смотреть фильм про войну и участвовать в войне. Вынужденный пандемический онлайн еще расширил эту пропасть. Плоский двухмерный мир экранов компьютеров и смартфонов, в который ковид погрузил цивилизованное человечество, снизил реальность и остроту наболевших глобальных вопросов. Мы как бы смотрим кино про свои же земные горести и опасности из теплого дачного кинозала, чуть-чуть боимся, чуть-чуть гневаемся, иногда чуть-чуть всплакнем от жалости к голодающим детишкам, а потом погасим экран и пойдем откушать простокваши с малиной и написать проникновенный постик в Инстаграм или Фейсбук.
Я помню голод этих детей в Кигали всем телом. Запах, животная тревога. Ощущение бессмысленной невозможной смерти и рассыпающаяся в тлен книга судеб тысяч людей. У них уже не случится судьбы, наполненной событиями и переживаниями. На них не хватило энергии и пищи. Их жизнь потухла.
Этим летом мы запускаем роботизированные комбайны в 50 агрохозяйствах в 30 регионах. Я все лето перелетаю с полей пшеницы на поля сои, с полей подсолнечника на поля кукурузы. Энергия зреющего поля похожа на энергию океана. Возделанная, обработанная земля дает ЖИЗНЬ. Мы все из нее поднялись, ею питаемся и в нее и уйдем. Мы и есть земля. И она у нас общая. Одна на всех.
А между тем августовский отчет 2020 года ООН гласит, что «человечество столкнулось с голодом “библейских масштабов” из-за пандемии коронавируса.
По данным ВПП (Всемирной продовольственной программы. — Прим. авт.), до конца 2020 года с острой нехваткой продовольствия в мире могут столкнуться 265 миллионов человек. Эта цифра вдвое больше прошлогодней — из-за коронавируса на грани голода оказались 130 миллионов человек.
По одному из сценариев программы, голод распространится в 30 странах мира. В десяти из них уже сейчас около миллиона человек находятся на грани голодной смерти…»
На фоне этих цифр смешными сплетнями бабушек у подъезда звучат главные мировые новости о пьяных наездах распустившегося и опустившегося актера, предъявы чернокожего населения о былом рабстве и межполовые судилища, кто кого не вовремя захотел на работе. Человечество играет в бирюльки на пороховом складе.
Чем занимается моя команда и при чем здесь роботы? Мы создали технологию, основанную на искусственном интеллекте, обработки земли умными агрегатами, Cognitive Pilot, которая может возделать сотни тысяч гектар заброшенных и труднодоступных для человека земель в Сибири и на Дальнем Востоке и обеспечить стабильным и экологически чистым продовольствием Россию — в первую очередь, а также сможет оказывать помощь мировому сообществу, как бы в дальнейшем ни складывалась международная конъюнктура отношений.
Там, где не хватает или нет вовсе квалифицированных комбайнеров и трактористов, будут трудиться и помогать людям трудиться наши агроботы. И не нужен будет рабский унизительный труд на полях, до сих пор, в XXI веке, делящий человечество на хозяев и рабов. Теперь это мир людей и их помощников-роботов.
В России 45 миллионов гектаров пригодных к сельхоззадачам, но не используемых земель. Площадь Испании, на минуточку. С наличием роботов-работников C-Pilot любой из нас может взять кусок такой земли и сделать ферму. Как минимум это полезное и приятное занятие, как максимум, при разумном подходе, — высокодоходный бизнес. Это реальное преимущество небольшой плотности населения на огромных земельных владениях.
Из недавнего разговора с губернатором Курганской области я выяснила, что стоимость гектара отличной земли у него в регионе равна цене двух чашек капучино в московском кафе. Господа нытики, нет больше причин и отмазов лежать на диване и смотреть плохой сериал про катастрофы.
Технологическая революция нового мира, собственно, и заключается в переходе на решение глобальных вызовов, которые накосячило себе стремительно размножившееся человечество. Илон Маск, работающий над программой колонизации планет и полетом на Марс, Герман Греф, инвестирующий в программу вакцинации от новых вирусных угроз и проект «Сбера» по вакцине от ковида, Cognitive Pilot, решающий продовольственную программу для всего человечества, и т.п. — это новая реальность. А старый мир продолжает плеваться друг в друга шпионскими скандалами, мериться углеводородами, которые уже и не стоят затрат на их добычу, интриговать из-за мест на пустой газовой трубе и печатать бумажки, называемые деньгами, которые уже совсем ничем не обеспечены, кроме фотографий яхт и островов десятка старинных семей, которые скоро исчезнут с картины истории за дряхлостью и неактуальностью. Ибо, как написал Пелевин в своем последнем романе:
«ВЛАСТЬ НАД МИРОМ НЕЛЬЗЯ ПОЛУЧИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА!»
Колонка Ольги Усковой опубликована в журнале "Русский пионер" №99. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".