Найти в Дзене
Jon Lanky Silver

История группы Led Zeppelin.

Группа "Led Zeppelin", "Лед Зеппелин", "Лед Зеплин","Зеппелены", "Цепелины", "Зеппы", "Дирижабль".

"Лед Зеппелин" - одна из величайших рок-групп в истории рок-музыки и всей истории музыки.

Можно предположить, что назвав свою группу "Лед Зеппелйн", то есть "Свинцовый дирижабль", музыканты её организовавшие, вряд ли рассчитывали на стремительный взлет к славе и бешеную популярность. Но судьба распорядилась иначе. С конца шестидесятых годов и до сегодняшнего дня "Лед Зеппелин" считается одной из наиболее оригинальных и интересных групп мира, их песни стали хрестоматийными и звучат в сердцах многих людей.

Вторая половина шестидесятых годов, особенно конец десятилетия -
интереснейший период в британском роке. Сейчас даже трудно проследить, сколько разных стилей и направлений современной музыки зародилось именно в то время. Как
Мадди Уотерз, впервые сыгравший блюз на электрической гитаре в конце пятидесятых годов, вряд ли мог предвидеть появление и огромную популярность десятилетием позже белых блюзов. Так и музыканты, экспериментировавшие с музыкальными инструментами, звуком и аппаратурой конца 60-х, не могли предсказать, какие изменения будут через десять, а то и двадцать лет во всей музыкальной индустрии.

Одной из групп, чье влияние ощущается и поныне, причем в самых разных областях музыки, и стала "Лед Зеппелин".

Группа была организована в октябре 1968 года четырьмя весьма к тому времени известными музыкантами.

Гитарист Джимми Пейдж, настоящее имя Джеймс Патрик Пейдж. Родился в 1944 году. Научился играть на гитаре, копируя нота в ноту соло Джеймса Бертона на записях Рики Нельсона и пассажи Скотти Мура на ранних пластинках Элвиса Пресли. Несколько лет он работал как студийный музыкант, не присоединяясь ни к какой группе. Вскоре он уже был известен как профессиональный гитарист. К его услугам прибегали при записи такие исполнители, как: Том Джонс, Донован, Джефф Бек, Джорджи Фейм, "The Rolling Stones", "Herman’s Hermits", "The Who", "Kinks", "Them", "Pretty Things". Он пробовал свои силы в роли композитора и продюсера. В этом качестве он работал с Эриком Клэптоном, Джоном Майаллом, Нико.

В 1966 году он соглашается присоединиться к группе "The Yardbirds" как ритм-гитарист. Однако вскоре он стал вторым лидирующим гитаристом. Первым был Джефф Бек.

Джон Пол Джонс, настоящее имя Джон Болдуин. Родился в 1946 году. Как и Пейдж, много работал в студиях грамзаписи с: Родом Стюартом, "The Rolling Stones", Дасти Спрингфилд, Ширли Бэсси, "Herman’s Hermits", Донованом. Иногда выступая в роли клавишника, иногда аранжировщика, но чаще всего как бас- гитарист. Во время совместной работы над пластинкой Донована "Hurdy Curdy Man" Пейдж и Джонс и обсудили впервые возможность создания собственного коллектива.

Послужной список вокалиста Роберта Планта и барабанщика Джона Бонема был поскромнее. Плант родился в 1948 году, Бонем родился в 1949 году.

Бонем играл в бирмингемских группах, ныне никому не ведомых, а позже присоединился к группе "The Band Of Joy", руководителем которого был Плант. Группа выпустила несколько синглов, особого успеха не имевших. И Плант в 1968 году начал выступать в блюзовом дуэте с Алексисом Корнером.

Позже Пейдж предложил Планту и Бонему вступить в новый состав развалившихся к тому времени "The Yardbirds". Слава и популярность"The Yardbirds" была столь велика, что без долгих раздумий музыканты назвали себя "The New Yardbirds". И отправились в Скандинавию доигрывать концерты по контракту, которым был связан Пейдж как участник старого состава. Позже, когда уже появилось название "Лед Зеппелин", на афишах зачастую в скобках дописывалось пояснение "The Yardbirds".

Перед самым отъездом в Скандинавию группа записала за 30-ть часов свой первый диск, названный просто "Led Zeppelin".

До выхода пластинки группа особым успехом в Англии не пользовалась, и тогда их менеджер Питер Грант, которому "Лед Зеппелин" обязан не меньше, чем "Битлз" Брайану Эпстайну, а Элвис Пресли Тому Паркеру, решил отправиться в турне по США. До этого английские группы приезжали в Америку, как правило, на волне-успеха. Достаточно вспомнить туры "Beatles".

Критика встретила группу, как и позже пластинку, довольно прохладно. Но вот слушатели были в полном восторге.

После выхода первых двух альбомов группы "Лед Зеппелин" в 1968 и 1969 годах, в творчестве коллектива наметились два основных направления.

  • Первое - хард-роковое. Это продолжение линии "Cream", Джеффа Бека, "The Who", "Kinks", "The Yardbirds", с ярко выраженной блюзовой основой. Сами музыканты называли его "тяжелый блюз" (Hard Blues). Именно благодаря песням этого направления, "Лед Зеппелин»" вместе с "Блэк Саббат" ("Black Sabbath") и "Дип Пёрпл" ("Deep Purple") - считается духовным отцом музыкального направления "тяжелый метал" (Heavy Metal).
  • Второе - полу акустическое. Это с широким использованием народной музыки, продолжение линии группы "The Incredible String Band". И хотя сейчас многочисленные поклонники "Лед Зеппелин", помнят прежде всего первое направление их творчества, в отрыве от второго оно даёт весьма однобокое представление о музыкальном составляющем группы.

Обе составляющие проявились и в последующих записях коллектива, в том числе и на альбомах "Led Zeppelin III" и "Led Zeppelin IV", и последующих альбомах группы.

Классикой рока стала песня "Песня иммигрантов" ("Immigrant Song") с третьего альбома, написанная в жестком, хард-роковом стиле. Примером фольклорного направления служит народная песня "Столб виселицы" ("Gallows Pole") в аранжировке Джимми Пейджа и Роберта Планта. На всех концертах "Лед Зеппелин" огромной популярностью у слушателей пользовался блюз "С тех пор, как я тебя люблю" ("Since I've Been Loving You")

Четвёртый альбом группы, получивший неофициальное название - "альбом с рунами". Данное название дано из-за его оформления, считается одним из лучших в истории коллектива. На нём записаны прекрасные песни: "Чёрный пёс" ("Black Dog"), "Рок-н-ролл" ("Rock And Roll"), "Когда рухнет плотина" ("When The Levee Breaks") и "Лестница в небеса" ("Stairway To Heaven"). Подлинную славу пластинке принесла ошеломляющая песня "Лестница в небеса" ("Stairway To Heaven") - композиция, в которой соединились различные интересы музыкантов, от акустического фолка до пред металлического тяжёлого звука, ритмики и мощного вокала.

К началу семидесятых годов "Лед Зеппелин" были не просто суперзвездами, они были одной из самых популярных групп мира.

Надо отдать должное Питеру Гранту за то, что он очень умело подогревал интерес к группе. Одна пластинка примерно в полтора года или раз в два года. Огромное турне по разным странам, в первую очередь по США. У музыкантов было время искать новые пути, экспериментировать, создавать и писать, просто-напросто жить. Неудивительно, что на всех концертах они практически всегда были в прекрасной физической и творческой форме.

В 1973 году вышла их пластинка "Houses Of The Holy" ("Дома святых"). На которой, помимо привычных ритмов, были записаны песни в стилях регги и соул.

В 1975 году пластинка "Physical Graffitti” ("Физические рисунки"). Где на обложке было изображено огромное здание с большими окнами.

В 1976 году пластинка "Presence” ("Присутствие").

В том же 1976 году вышел знаменитый документальный фильм о концерте группы в Мэдисон-сквер Гарден, под названием "The Song Remains The Same" ("Песня остаётся неизменной"). Двойной альбом с записью музыки из фильма. И хотя критики оценили фильм и пластинку довольно прохладно, безусловно данный альбом интересен именно тем, что позволяет познакомиться с концертными вариантами известных песен, исполняемых без обычной студийной сдержанности и временных рамок.

После 1976 года в концертной и студийной деятельности "Лед Зеппелин" наступил трёхгодичный перерыв. Многие поговаривали, что группа прекратила своё существование.

Но в 1979 году вышла новая пластинка "In Through The Out Door” ("Вход через выход"). И это, по сути, была лебединая песня жизни группы.

В 1980 году трагически погибает Джон Бонем.

Выпущенная через два года пластинка "Coda" ("Кода") ничего не могла прибавить к репутации "Лед Зеппелин".

Пейдж и Плант - два основных солиста группы продолжают выступать и записывать пластинки как по отдельности, так и создавая совместные записи. Но ни один их альбом не смог приблизиться по мастерству и воздействию на слушателей к лучшим записям "Лед Зеппелин".

-2