Покупка подержанного автомобиля — это лотерея, но если знать и применять основные правила выбора б/у авто, то можно стать счастливым обладателем главного приза — отличного автомобиля за разумные деньги. При правильном подходе к покупке автомобиля на вторичном рынке становятся реальными такие преимущества:
— доступная цена — можно купить автомобиль от 500$ и до бесконечности, в зависимости от потребностей и возможностей, иногда это единственный способ стать автовладельцем;
— в большинстве случаев ликвидность — через 2-3 года авто можно продать практически за ту же цену (конечно за вычетом трат на ремонты, и если выбирать автомобиль правильно, то поломок будет минимум), а новая машина теряет как минимум 20% цены, только выехав из салона;
— возможность купить авто классом выше, кстати чем выше класс, тем больше ресурс автомобиля;
— многие считают, что раньше качество автомобилей было гораздо выше.
С чего начать?
Так с чего начать выбор? В первую очередь необходимо определится с моделью авто, которое максимально удовлетворит Ваши потребности, и будет находится в подходящей ценовой категории. На этом этапе рекомендовать что-то невозможно, так как сколько машин, столько и людей и у каждого свои предпочтения и вкусы.
Помогут отзывы реальных владельцев, которые сейчас можно найти на множестве автомобильных сайтов. С помощью отзывов можно вычислить “слабые места” модели и получить общее представление от радости обладания данным авто. Главное читать отзывы через фильтр здравого смысла, так как есть человеческая особенность писать в интернете о наболевшем, и если человек пишет, что все ломается и отваливается, может быть проблема в конкретном “убитом” экземпляре. Поэтому необходимо искать общие позиции в разных отзывах, если 5 владельцев написали, что после 100 000 пробега потекла рулевая рейка — значит при диагностике следует уделить этому узлу особенное внимание.
После того как Вы определитесь с моделью, изучите её слабые места (которые желательно выписать отдельно) и особенности, пора приступать к изучению рынка предложений. Лучше начать с интернет объявлений. Главная задача получить представление о реальной рыночной цене и отсеять лишнее, поскольку в интернет существует много объявлений с явно заниженной, так и с явно завышенной ценой, которые размещают “перекупщики” для того, чтобы выгодней купить или продать данную модель. В случае с очень низкой ценой, возможен вариант “заезженного” автомобиля, что тоже не вариант, так как в итоге доведение такой машины до “человеческого” вида подымет цену выше среднего уровня.
Кузов б/у авто
Чтобы лучше увидеть разные оттенки покраски автомобиля можно использовать цифровой фотоаппарат, если самому сфотографировать авто под разными углами, то на экране больше шансов заметить разницу, чем в живую, поскольку фотоаппарат различает меньшее количество оттенков, чем человеческий глаз. Разные оттенки покраски не страшны, если это была просто подкрашенная царапина, а серьезное ДТП помогут определить такие признаки как:
— разная маркировка стекол. Лучше заранее подготовиться, и найти в интернете правильный код года выпуска стекол для выбранной Вами модели, так как некоторые продавцы любят поиграть в перестановку цифр, а некоторые сами наносят маркировку, а Вы уже будете знать как должна выглядеть оригинальная маркировка;
— все зазоры между частями кузова должны были равномерные;
— кромка болтов крепления крыльев, капота, дверей, багажника должны быть не поврежденным. Если болты покрашены вместе с деталями кузова, краска не должна быть сорвана. Часто для того, чтобы подобрать краску откручивают крышку бензобака — тоже проверьте крепление на наличие следов демонтажа;
— на СТО можно проверить геометрию кузова на стенде развал-схождение;
— замерить толщину лака с помощью прибора, сейчас многие оказывают такую услугу. Как вариант можно использовать небольшой магнит (лучше использовать вместе с тряпочкой, чтобы не поцарапать краску), прикладывая его к разным частям кузова, можно определить где есть шпаклевка, магнит будет отваливаться.
— при наличии подушек безопасности, проверить на компьютерной диагностике их функциональность (хотя умельцы уже научились и такие ошибки стирать). После серьезного ДТП некоторые водители вместо установки новых подушек, глушат датчики, чтобы не мигал индикатор на панели. Если руль и панель в местах расположения подушек обтянуты кожей или алькантрой — значит владелец выбрал “красивее и дешевле” вместо “безопасно и дорого”.
Двигатель
Работа двигателя должна быть равномерной, без тряски и дерганий. Посторонние шумы, стук или вибрация двигателя должны сразу насторожить. Причиной нестабильной работы может быть и некачественное топливо, не должно быть никаких посторонних шумов. Если при заведенном двигателе осторожно (может забрызгать маслом) и легонько приоткрыть крышку масляной горловины и оттуда повалит дым как из выхлопной трубы, то осмотр можно заканчивать — двигатель при смерти. То же самое, если оставить открытую крышку на горловине, и она будет подпрыгивать.
При перегреве двигателя и несвоевременном его обслуживании на той же масляной крышке (на внутренней части) откладывается черный нагар. Внимательно осмотрите двигатель на наличие подтеков масла, следов герметика или поврежденных болтов — все это следы проблем, на полностью исправном двигателе таких следов не должно быть. Если Вам повезло застать двигатель в холодном состоянии можно проверить давление масла, при первом запуске после простоя индикатор давления масла на панели приборов не должна гореть дольше чем 1-2 секунды.
Другой способ проверки давления: запустить двигатель, подождать 10-15 секунд (лампочка давления должна погаснуть), заглушить двигатель и сразу включить зажигание — у хорошего двигателя время снижения давления доходит до 5 секунд. Чем быстрее загорелся индикатор, тем более изношен двигатель. На прогретом двигателе резко нажмите на газ и так же резко отпустите, обороты должны нарастать равномерно без перебоев, не допускаются никакие вздрагивания при снижении оборотов.
Коробка передач
Под горку машина с “автоматом” должна трогаться легко, если для того чтобы поехать, необходимо раскручивать двигатель, хотя бы до 1500 оборотов, то пора в сервис нести деньги. Существует один жесткий способ проверить коробку-автомат: необходимо поставить рычаг в положение “D”, сильно нажать на тормоз (чтобы не улететь) и резко нажать на газ, если машина сразу же заглохла, то коробка в отличном состоянии. А если не глохнет, то быстрее бросайте газ и включайте нейтралку или паркинг, а то заезженная коробка может такой тест не пережить.
На автомобиле с механической коробкой, включите по очереди каждую передачу, и каждый раз когда рычаг будет на нейтрали отпускайте сцепление на пару секунд, не должно быть никаких звуковых изменений в работе коробки, а передачи должны включаться четко, с легким толчком. Заодно проверьте сцепление, если оно срабатывает в самом конце хода педали, то совсем скоро придется его поменять.
Ходовая часть
Самостоятельно поиметь представление о состоянии ходовой части авто, Вы сможете во время тест-драйва. Вначале лучше всего доверить руль хозяину автомобиля, так Вам будет лучше сконцентрироваться на всех звуках, которые можно услышать при движении — стук в подвеске, скрипы в салоне, работа двигателя и коробки.
Заодно понаблюдайте насколько уверено владелец авто включает кондиционер, свет, магнитолу, как он быстро сориентируется, когда Вы попросите его поменять обдув с ног на стекло или наоборот. Если хозяин машины делает это не уверено или теряется, значит “хозяин” он совсем недавно и кличка его “перекуп”.
Теперь можно и самому попробовать проехать пару километров. За рулем постарайтесь обратить внимание: не ведет ли машину в сторону при разгоне или торможении, нет ли вибрации на руле при движении, не скрипят ли колодки. Постарайтесь проехать по плохой дороге, проблемы с подвеской дадут о себе знать. Лучше конечно проверить ходовую часть на СТО. Если в подвески требуют замены 1-2 элемента, то это отличный вариант, так как с нашими дорогами, вчера могло быть все идеально. А если машина была “конем” или “таксистом”, то на диагностике вылезет множество проблем: амортизаторы, сайлентблоки, рычаги, ободранный поддон и т.д. Такой автомобиль потребует от Вас существенных денежных вливаний, для приведения его подвески в комфортное состояние.
Салон
Состояние салона демонстрирует отношение предыдущих владельцев к машине. Если салон просто грязный даже перед продажей, это еще пол беды, можно сделать полную химчистку салона. А если внутри пластик исцарапан, сидения прожжены и т.д., то вряд ли владелец с большим трепетом относился к другим узлам автомобиля, и не стоит рассчитывать на его хорошее состояние.
Если Вы сделали хотя бы большую часть из перечисленного выше, можно смело торговаться. Лучше это делать в конце осмотра, тогда Вы сможете оперировать всеми найденными недостатками. Если Вы проверяете машину на СТО, то можете сразу уточнить стоимость ремонта и потребовать у продавца скидку на эту сумму + запчасти.
Удачи на дорогах!