Найти тему
Эхо войн ХХ века

Голландский самолёт-торпедоносец Fokker T.VIII сражался почти за все стороны Второй мировой войны.

До немецкого вторжения в Нидерланды во Второй мировой войне голландцы поддерживали относительно неплохой парк современных самолетов местного производства. В 1937 году началась работа над новым проектом, охватывающим требования к плавсредству для службы в голландской морской пехоте "Luchtvaardienst" (MLD). Самолет стал двухмоторным плавсредством для морской разведки в качестве основной задачи, с возможностью торпедного бомбометания в качестве второстепенной. Первый полет состоялся в 1938 году, и вскоре последовало серийное производство под обозначением "T. VIII".

 Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.
Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.

Самолет изначально имел смешанную конструкцию из металла и дерева. Его фюзеляж был покрыт остеклением для одного из членов экипажа, в то время как два других человека сидели рядком под навесом в стиле оранжереи впереди миделя. Хвостовое оперение имело традиционное расположение с одним рулевым плавником. Крылья были установлены в середине, прямые элементы вдоль бортов фюзеляжа, каждый из которых устанавливал радиальную гондолу двигателя на их передней кромке. Для соединения самолета с большим двухпоплавковым шасси использовалась прочная распорная сеть, которая позволяла осуществлять посадку и взлет на воде. Размеры включали длину 13 метров, размах крыльев 18 метров и высоту 5 метров. Вооружение было скромным: 1 х 7,92 мм пулемет в неподвижном, переднем огневом положении в нижней части носа и 1 или 2 х 7,92 мм пулемета в обучаемой установке в задней кабине. Конструкция была расчищена для перевозки до 600 килограмм боеприпасов, включая бомбы или одну торпеду.

 Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.
Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.

Самолеты впервые были замечены с американскими радиально-поршневыми двигателями "Wright "Whirlwind" с намерением со временем заменить их британскими типами "Bristol "Mercury". Это изменение никогда не произошло из-за скорого немецкого вторжения, оставляя вихри на месте и делая T. VIII обычно недостаточно мощным для большей части его срока службы. Это были модели "Wright R-975-E3" 9-цилиндровой конструкции с воздушным охлаждением и мощностью 450 лошадиных сил каждая. Производительность была неутешительной: максимальная скорость самолета составляла 188 километров в час, дальность полета 2752 километра, а потолок обслуживания 6,8 километра.

Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.
Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.

Вступление в строй "T. VIII" произошло в 1939 году, а немецкое вторжение началось 10 мая 1940 года и продолжалось до 17 мая ("Битва за Нидерланды"). Гидросамолеты были введены в активную эксплуатацию во время последующих столкновений, но мало что могли сделать перед лицом более проворных, хорошо вооруженных немецких истребителей. Имея в своем распоряжении девять пригодных для использования "T. VIII", ВМС Нидерландов передислоцировали их на французские авиабазы ближе к Ла-Маншу, где они использовались в патрульной роли. Однако из-за безнадежного положения союзников в континентальной Европе они были вновь перемещены, на этот раз в Южный Уэльс Соединенного Королевства.okker T.VIII . okker T.VIII

Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.
Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.

С начала июня эти самолеты сформировали 320-ю (голландскую) эскадрилью, летающую под флагом британских Королевских ВВС (RAF) в комплекте с серийными номерами RAF. В этом обличье они продолжали служить в качестве морских патрульных платформ, пока нехватка запасных частей не ограничила их полезность. Затем эти голландские экипажи перешли на управление самолетами других типов.

"T. VIII" был также заказан финским правительством, пять образцов были заказаны по контракту, но они не были поставлены до немецкого вторжения. Немцы конфисковали около двадцати пяти "T. VIII", и некоторое время они действовали под знаменем Люфтваффе.

Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.
Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.

В линейке "T. VIII" было лишь небольшое количество вариантов, начиная с "T. VIII W/G", из которых 19 были завершены. Они были из вышеупомянутой смешанной древесно-металлической конструкции, которая в конечном счете была изменена на более модельную цельнометаллическую конструкцию конструкции "T. VIII W/M". "T. VIII W/C" был размерно более крупной моделью, разрабатываемой во время вторжения немцев, с более мощными двигателями, чтобы компенсировать ограничения производительности более ранних моделей и способствовать увеличению скорости на 72 километра в час больше. "W/C" был в порядке с Финляндией во время немецкого марша через Голландию и впоследствии был настигнут Люфтваффе.

Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.
Fokker T.VIII . Взято из открытого источника.

Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.