Найти тему
Строительный мир

Нереализованные проекты современной России: Евровокзал в «Москва-Сити»

В первое десятилетие нового века в российской столице начал расти новый деловой район мирового уровня — ММДЦ «Москва-Сити». Его идея родилась еще в 1991 году, правда, первый небоскреб по ряду причин появился лишь десять лет спустя. Центральным зданием по начальному замыслу должна была стать башня «Россия» высотой более 600 метров. Если бы задумку реализовали, то московское сооружение до сих пор находилось бы в TOP-3 среди небоскребов планеты.

Однако это не единственный проект, связанный с «Москва-Сити», который так и не был реализован. Помимо некоторых небоскребов, оставшихся, что называется, на бумаге, новый деловой район не досчитался и крупного железнодорожного вокзала, на который по задумке должны были приходить скоростные поезда как с западного, так и с восточного направления. Таким образом, деловые европейцы и бизнесмены Урала и Поволжья могли бы сразу, без пересадок, прибывать в конечную точку назначения.

© Deensel / CC BY 2.0 (ММДЦ "Москва-Сити", 2017 год)
© Deensel / CC BY 2.0 (ММДЦ "Москва-Сити", 2017 год)

Также предполагалось проложить скоростные линии до «Домодедово» и «Шереметьево» с последующим продлением до «Внукова». Отмечалось, что большинство поездов дальнего следования, отправляющихся на Запад с Белорусского и Киевского вокзалов, переведут на новый объект.

Идея Евровокзала появилась в 1997-ом, а годом позже проект внесли в Генеральный план развития Москвы до 2020 года. На дворе сейчас тот самый 2020-ый, а скоростные поезда из Парижа прямиком в «Москва-Сити» не прибывают.

Задумку Лужкова, преобразованную в интересные проекты от девяти архитектурных групп, раскритиковали еще в 1999 году. Правда, претензии были не к авторам работ — многие из них оценили достаточно высоко — забраковали саму идею.

Комплекс Евровокзала, проект Архитектурного Бюро ASADOV
Комплекс Евровокзала, проект Архитектурного Бюро ASADOV

В частности, по мнению экспертной комиссии, вокзал скоростной магистрали должен располагаться близ действующих основных железнодорожных вокзалов, поэтому его возведение на территории будущего «Москва-Сити» нецелесообразно.

Также отмечалось, что сам по себе скоростной транспорт актуален на более коротких участках, а строительство столь протяженной линии, вплоть до Парижа, а в восточном направлении — до Екатеринбурга — дело нерациональное.

Сам же проект предполагал не только здание вокзала как таковое — учитывая транспортную развязку, подразумевалась кардинальная реконструкция прилегающих жилых кварталов. Площадь самого вокзала, включая автостоянку, составляла бы 85 тыс. кв. м. Располагаться здание должно было в треугольнике между линией Смоленского направления, малым кольцом МКЖД и Шмитовским проездом.

Комплекс Евровокзала, проект Архитектурного Бюро ASADOV
Комплекс Евровокзала, проект Архитектурного Бюро ASADOV

На закрытом конкурсе, где были представлены варианты будущего вокзала, первое место заняла работа от ЦНИИП Градостроительства (ныне ЦНИИП Минстроя РФ). Примечательно, что авторы выигравшего проекта пошли вопреки некоторым установкам конкурса, что было положительно оценено жюри.

Например, линии метрополитена и скоростной железной дороги по первоначальной задумке должны идти отдельно друг от друга. А проектировщики из ЦНИИП Градостроительства разработали план общественно-транспортного узла, в котором эти линии пересекаются возле вокзала, благодаря чему, по мнению авторов, обеспечивается связь как с «Москва-Сити», так и со всем внешним миром.

Комплекс Евровокзала, проект Архитектурного Бюро ASADOV
Комплекс Евровокзала, проект Архитектурного Бюро ASADOV

Также достаточно положительно был воспринят проект команды А. Р. Асадова, которая большое внимание уделила дизайну самого комплекса. Их концепцию можно охарактеризовать как вокзал-парк. Например, в залах ожидания и на платформах авторы идеи предложили использовать материалы, имитирующие грунт. А отличительной чертой проекта здания является зимний сад и рекреационная зона в остекленном атриуме.

Несмотря на выводы экспертного совета о ненужности проекта, идею не хоронили окончательно, и разговоры о возможном начале стройки в 2006-ом ходили и в следующие годы. Но задумку так и не реализовали, в том числе и из-за изменившейся транспортной политики города. Не исключено, что подобный объект все-таки появится в будущем, но это уже будет совершенно новая концепция.

Комплекс Евровокзала, проект Архитектурного Бюро ASADOV
Комплекс Евровокзала, проект Архитектурного Бюро ASADOV

О возможном строительстве вокзала рядом с ММДЦ «Москва-Сити» говорят до сих пор — в 2018 представители ОАО «РЖД» заявили, что не исключают появление вокзала близ небоскребов. Объект может стать частью проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ).

все изображения, за исключением первого фото — Архитектурное Бюро ASADOV (опубликованы с разрешения правообладателя)

Читайте: «РЖД-Сити» — новый масштабный проект столицы за 72 млрд руб. А может, и за 100 млрд руб.