В соцсетях стоит стон – родители московских школьников проклинают дистант и собираются выйти на митинг, чтобы его отменили. Отличная идея, не правда ли? В больницах еще остались свободные ковидные койки, давайте постараемся их заполнить. А майский рекорд – 6700 новых заражений в день еще не побит.
Других вопросов к школьной системе образования, кроме «Когда уже отменят дистант?» у нас, видимо, нет. Дистанционное обучение – зло, а все остальное – норм?
Может, все-таки прежде, чем сдать детей обратно в камеру хранения под названием «ШКОЛА», заглянем через плечо, чему их там все-таки учат? Типы ленточных червей и сложноподчиненные предложения помогут им преуспеть в современном мире? Изменилось что-то с тех пор, как вы ходили в школу?
Вот только не надо рассказывать, что советская школа давала прекрасное образование, а нынче не то, что раньше. Я хорошо помню, как в 90-е годы люди с высшим, прости господи, медицинским образованием выставляли банки с водой перед Чумаком и лечились Кашпировским с экрана, несли свои кровные в финансовые пирамиды и определяли будущее по гороскопам. Школа не обучила их даже базовым принципам критического мышления.
Советская школа действительно великолепно обучала людей, которые... шли работать на заводы и фабрики. Ученик приобретал много полезных навыков: начинать и заканчивать работу по звонку, четко следовать инструкциям, сидеть тихо и не мешать работать другим. Эти навыки ценились на производстве: хороший рабочий должен уметь соблюдать дисциплину, выпускать продукцию по стандарту и не спорить с начальством.
Американская система образования основана на тех же принципах. Она выросла из идей Ф. Тейлора, инженера, автора исследований по научной организации труда. Читали роман Замятина «Мы»? Действие там происходит в неопределенном будущем и граждане идеального государства признали Тейлора величайшим из древних. Замятин был инженером по образованию, имя Тейлора было на слуху. Экономисты 21-го века признают, что идеи Тейлора действительно способствовали росту американской промышленности.
Правда, есть одна проблема – еще в прошлом, 20 веке, люди догадались, что c задачами, которые можно проанализировать, систематизировать и передать в процессе обучения, лучше справляются роботы. 1-я индустриальная революция давно закончилась. Началась 2-я: больше 80% американцев уже в 2007 году были заняты производством услуг. Только 10% трудились на заводах и фабриках. Это данные из статьи профессора Принстона Алана С. Блиндера, американского экономиста, который был советником Клинтона по экономическим вопросам.
Профессор Блиндер изучал offshoring of jobs – перенос промышленного производства в страны 3-го мира - и написал пространное эссе об образовании в США. Мой вольный пересказ - в этом посте.
Обучать детей грамотности и основам арифметики по-прежнему необходимо, но этих навыков явно недостаточно, чтобы получить работу и преуспеть в 21 веке. Профессор Блиндер говорит, что стоит развивать у детей те навыки, в которых человеческий интеллект превосходит искусственный. Так, нет смысла набивать голову ребенка фактами – микросхема все равно запомнит больше, чем человек.
«Искусственный интеллект не способен решить новые и сложные проблемы, проводить параллели между разными областями знания и выстраивать отношения с людьми», - пишет Блиндер. Он считает, что уже в детском саду можно предлагать детям вопросы БЕЗ правильного ответа. Цель образования 21 века – научить самостоятельно находить решения проблем в постоянно меняющемся мире. Как только у задачки появится решение, ее легко можно делегировать компьютеру.
И тут возникает неприятный вопрос о стандартизированных тестах, ОГЭ, ЕГЭ и прочих ВПР. Все они основаны на том, что есть правильный ответ, который ученики должны знать. Конечно, есть задания с «открытым ответом», но попробуйте в личном письме на ЕГЭ написать адрес в левом верхнем углу, а не в правом.
Я - «ЗА» ЕГЭ, двумя руками. Когда в России ввели стандартизированные тесты, талантливые выпускники из регионов получили шанс поступить в столичные вузы. Я знаю выпускника школы из Иркутской области, который поступил в Вышку по результатам ЕГЭ. Когда абитуриенты сдавали экзамены, семье нужно было собрать денег на билет, только чтобы попробовать поступить. Многие и не пытались.
А с другой стороны, как часто на работе вам приходится писать стандартизированные тесты за 3 часа? А так проверяют знания не только российские государственные экзамены, но и кембриджские. В ЕГЭ дети пишут личное письмо, и это, конечно, седая древность. А в FCE – email, часто вы пользуетесь электронной почтой? Вся переписка и деловая и личная - уже давно в мессенжерах. Получается, наш экзамен проверяет навыки, которые были нужны 40 лет назад, а кембриджский экзамен – те, что отомрут в ближайшие несколько лет.