Найти тему
Древний Мир | История

Какой шанс был у гладиатора дожить до старости?

Гладиаторы — одна из первых понятийных ассоциаций, которая приходит на ум при упоминании Древнего Рима. Этакие воскресные бои без правил до смертельного исхода, организованные на потеху обезумевшей от крови толпы, скандирующей «Хлеба и зрелищ» и жаждущей убийства. На арене сражаются несчастные рабы, у которых нет другого выхода, кроме как умереть на потеху публике и капризному императору-извращенцу. А патриции дерутся за право организовавшему это действо, чтобы положить в карман пару сотен заляпанных кровью сестерциев, ведь деньги не пахнут. Так нам пытается преподнести это явление массовая культура и кинематограф.

Жестокое развлечение римлян

Общепринятое мнение о гладиаторских боях как о жестоком развлечении, придуманном на потеху пресыщенной римской публике, ошибочно. Корни этого явления значительно древнее Рима. Изначально гладиаторские бои появились у этрусков, чья культура оказала большое влияние на все аспекты жизни квиритов.

Так вот гладиаторские бои — часть погребального обряда этрусков. Искупительная жертва потусторонним силам и подношение от живых душе умершего. Рим перенял этот обряд полностью. Изначально гладиаторские бои организовывали семьи умерших римлян, и они не отличались размахом: сражались 2–3 пары бойцов. С течением времени обряд трансформировался. Он стал искупительной жертвой богам за весь римский народ, данью высшим силам за благополучие и успех, и как результат приобрел соответствующий размах и массовость. Впрочем, о сакральной составляющей действа ко II в. н.э. стали благополучно забывать.

Гладиаторы. Римская мозаика..
Гладиаторы. Римская мозаика..

Принуждение, рабство и бесправность гладиаторов

Представление на арене состояло из нескольких номеров, которые служили прелюдией и разогревом перед гвоздем программы — сражением профессиональных гладиаторов. Предваряли главный номер осужденные преступники, военнопленные, рабы, заслужившие смерть, и прочие маргинальные по римским понятиям лица. Именно их, а не гладиаторов, силой выгоняли на арену кнутами и раскаленным железом. Они же погибали быстро и безо всякой чести, поскольку в большинстве не были подготовлены к условиям гладиаторских сражений. И именно их тела утаскивали с арены крючьями, присыпая лужи крови песком.

Надгробие Квинта Веттия Грацилла. Камень установил на могиле 25-летнего гладиатора его учитель фехтования.
Надгробие Квинта Веттия Грацилла. Камень установил на могиле 25-летнего гладиатора его учитель фехтования.

А вот гладиаторами-профессионалами, кроме специально купленных для этих целей рабов, становились и свободные люди. Другой вопрос, что профессия эта была не слишком престижной и опасной, но достаточно прибыльной. Честно умершим на арене гладиаторам оказывали все почести: их увозили на специальной телеге, зрители оплакивали любимцев, а на кладбищах им воздвигали богатые надгробия.

Кстати, сойтись в схватке и получить гонорар стремились не только мужчины. История знает примеры и женских сражений. Например, императоры Нерон и Домициан прямо разрешали свободным женщинам участвовать в боях на арене. Также сведения о гладиатрикс с большой долей вероятности подтверждают археологические находки и труды древних историков.

А вот битвы между женщинами и мужчинами были запрещены.
А вот битвы между женщинами и мужчинами были запрещены.

Кровавый спорт

В отличие от распространенного мнения, гладиаторы вовсе не стремились к постулату «Остаться должен только один» и очень неохотно убивали себе подобных, хорошо подготовленных бойцов. Мало того, что это было непросто, но еще и убыточно для устроителя игр и ланисты. Обученные гладиаторы стоили очень дорого, а подготовка новых занимала 1–2 года. Хороших гладиаторов берегли, а о их здоровье заботились: археологические находки подтверждают, что воинов лечили, причем настолько хорошо, насколько это было возможно в то время. Достаточно сказать, что рабов-гладиаторов врачевал сам Гален.

-5

У гладиаторов существовала определенная профессиональная этика. В школах, помимо чисто боевых навыков, подопечных учили, как делать шоу, поддерживать интерес толпы и показывать красочное представления, не нанося друг другу непоправимых увечий. Гладиаторы порой намеренно затягивали бой, стремясь продемонстрировать публике все свое боевое искусство. А вот если воин впадал в раж и лишал жизни оппонента раньше, чем император отдал приказ о смерти, его ждал суд.

Распространенное заблуждение, что этот жест означал смерть.
Распространенное заблуждение, что этот жест означал смерть.

Ожившие статуи с идеальной фигурой

Кинематограф прочно утвердил образ гладиатора как идеально сложенного и слегка перекачанного громилу с кубиками пресса и рельефным телом. Однако исследования найденных останков древнеримских бойцов с большой долей вероятности позволяют утверждать, что это не так. Гладиаторы стремились набрать массу и приобрести жировую прослойку, которая позволяла им в ряде случаев защищаться от ран, нанесенных холодным оружием. Для этого рацион воинов состоял из бобовых и ячменя. Мяса же они не ели совсем, или в диете оно было сведено к минимуму.

Разница между киношным и настоящим гладиатором была примерно такой.
Разница между киношным и настоящим гладиатором была примерно такой.

В отказе от животной пищи прослеживается еще и сакральная составляющая: гладиаторы изначально были участниками религиозного жертвоприношения, то есть по сути выполняли роль жрецов со всеми вытекающими запретами. Кроме того, плотность костей у вегетарианцев больше, чем у среднестатистических мясоедов, что также играло бойцам на руку.

Ставь палец вверх

Распространенный стереотип по поводу решения о жизни или смерти гладиатора поднятым или опущенным пальцем не более чем легенда. С арены было весьма сложно рассмотреть, куда указывает палец правителя, принимающего решение о судьбе гладиатора. Поэтому историки считают, что знаки подавались сжатым кулаком и открытой ладонью. Каким был каждый из жестов доподлинно неизвестно: по одним сведениям открытая ладонь символизировала обнаженное оружие и смерть, а сжатый кулак — меч в ножнах и жизнь.

Та самая картина.
Та самая картина.

Другие источники приводят такую трактовку: приказывая добить побежденного, император выставлял палец из кулака вбок и, согнув руку, касался шеи за ключицей — в это место наносили смертельный удар, добивая гладиаторов. Возможно, что с течением времени жесты и их значение могли меняться, поэтому наблюдается расхождение в источниках. Жест с поднятым и опущенным пальцем прочно вошел в сознание людей в XIX в. после презентации картины Жана-Леона Жерома «Pollice Verso».

Гладиатора на арене ждала лишь смерть

Современное исследование гладиаторского кладбища в Эфесе показали, что скелеты похороненных там людей явно принадлежат бойцам — слишком характерные у них травмы. Но вот летальных ранений у умерших крайне мало. Это позволяет сделать вывод, что на арене гладиаторов убивали не слишком часто. Гораздо больший ущерб численности гладиаторов мог нанести сепсис или столбняк.

«Умирающий гладиатор». Ф.А. Бронников
«Умирающий гладиатор». Ф.А. Бронников

Вопреки расхожему мнению, гладиаторы не рисковали жизнью на арене чуть ли не каждые пару недель. В этом древнеримские воины очень напоминают современных бойцов ММА: они сражались 2–3 раза в год. Кроме того, бойцам неплохо платили, а рабы, профессионально выступающие на арене, после 5–6 успешных боев могли получить в дар деревянный рудис — своеобразную гладиаторскую вольную.

В качестве примера можно привести сирийского бойца Фламму. Этот воин провел 34 боя, из которых 21 выиграл, 4 проиграл и 9 закончил вничью. Знаменательно, что гладиатор получил за карьеру 4 рудиса, но так и не захотел реализовать себя в вольной жизни. Историк Джордж Вилль провел анализ гладиаторских боев I в. н.э. и по сохранившейся статистике вывел, что из 200 сражавшихся на арене бойцов погибло только 19. Таким образом, шансы выжить у вышедшего на игры гладиатора составляли 9 к 1, а в случае проигрыша бойца, он выживал в 4 случаях из 5.

Удачное завершение карьеры.
Удачное завершение карьеры.

Однако эта статистика справедлива только для ранней Империи, в этом немаловажная заслуга божественного Августа. В последующие века смертность гладиаторов увеличилась: в среднем каждый второй поединок заканчивался смертью бойца. Самое непредсказуемое для гладиаторов время было в Республике, где устроители игр по воле толпы готовы были отдать приказ убить любого, чтобы получить расположение зрителей и большинство голосов электората.

Так что шанс выжить и освободиться у гладиаторов был. Пусть не очень большой, но был. Римляне как никто понимали, что если рабам не оставить никакой надежды на свободу, их не удержит в узде ничто. А пока есть стимул драться на арене, гладиаторы будут делать свое дело. Такое положение дел худо-бедно устраивало всех. Подтверждением тому может служить факт, что в истории Рима восстания гладиаторов можно пересчитать по пальцам одной руки. Да и то, если убрать Спартака, остальными можно пренебречь.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе.

© Анатолий Дубина