Найти тему
Надежда Смирнова

Малый Тудёр.

Есть у нас хорошая знакомая, неоднократно приглашавшая посетить ее малую родину, деревню, где родилась и выросла. Невидимые ниточки связывают, опутывают, тянут к воспоминаниям, тому светлому, доброму, что есть в детстве, юности, к чему хочется возвращаться, где был согрет любовью и заботой, где было хорошо и спокойно. Таким местом для Нины Ивановны остается ее деревня Языковщина, расположенная по берегам реки Малый Тудёр. Дорога от Питера до деревни неблизкая, примерно 450 км. И так, утром 21 августа выехали с дачи, через Тосно, посетив краеведческий музей, далее через Старую Руссу, и засветло приехали в деревню.

Со всей очевидностью и правдивостью вспомнились слова Нины Ивановны: « Надо бы съездить, траву покосить». Это на даче косим траву регулярно, а сюда приезжают редко.Трава! Травища! Крапиву высотой выше метра уминали ногами, сбивали подручными средствами, чтобы подойти к дому. Жгучая охранница кусалась, давая понять, что службу несет хорошо.

Пока прокладывали дорожку до крыльца, все время напоминал о своем присутствии неутомимый Малый Тудёр. Нина Ивановна говаривала, что не каждый гость в их доме мог заснуть под постоянный гул Тудёра. Его чистые быстрые воды неслись между камнями внизу, метрах в пятидесяти от нас.

Второй сюрприз ожидал нас, когда вошли в дом. Не было света. Определив неисправность, хотели отремонтировать, но тут пошел дождик, и работу на улице пришлось отложить.

дом в деревне Языковщина     (работа выполнена пластилином)
дом в деревне Языковщина (работа выполнена пластилином)

Мы очутились в другом времени. Все знакомо и не знакомо. Фотографии на стене в гостиной, посуда в серванте, половички в обоих комнатах. Дом жив мебелью и вещами своего времени. Время замерло. Мы оказались в 70 – 80 годах прошлого века. Дождик за окном сползающими каплями напоминал о себе, но у нас есть крыша над головой, а это главное.

Нина Ивановна осталась дома, мы же пошли осматривать окрестности, пока совсем не стемнело. Дождик был нашим спутником на прогулке, листва отзывалась шелестом на капли дождя, неутомимый Тудёр постоянно напоминал о себе гулом.

Встречу с Тудёром мы попридержали и к мосту через реку подошли, когда стало смеркаться.Просмоленные тяжелые сваи соединялись мощными скобами, мы зашли на мост и залюбовались заросшими берегами, перекатами, склонившимися к воде деревьями и кустарниками, небольшим островком посреди реки, домом, едва заметным на берегу, укрытым деревьями. Смотрели вниз с моста и вдруг муж говорит: «Чешуйка блеснула. Завтра пойдем на рыбалку».

Утром, по – раньше, спустились к Тудёру у моста, где блеснула чешуйкой рыбка. Туристы мы бывалые, поэтому и удочки и опарыши привезли с собой. Вода в реке быстрая, прозрачная, дно видно, ближе к другому берегу углубление заметно. И вот что интересно, рыбки к омуту близко не подплывали, был определенный круг, черта, которую они не пересекали, понятно, что в омуте их вообще не было. Рыбешка маленькая, чем – то на снеток похожа, ее силенок не хватило бы, чтобы вырваться из власти омута, поэтому они кружили вокруг него.

Тудёр все шумел, нес свои воды, умывая встречающиеся камни, вспенивая между ними воду, спеша дальше. Жизнь недавно, всего полвека назад, кипела, бурлила, как неспокойные воды Тудёра. Возвращающиеся с пастбищ стада коров и овец, не оставляли и травинки по берегам реки, прогуливающаяся молодёжь могла освежиться в прохладных водах, местная учительница добивалась, чтобы сажались по берегам деревья...

Бежит, спешит, перескакивает через камни Малый Тудёр, постоянным гулом напоминает о себе, и его чистые прохладные воды так же освежают и если повезет, то удачливому рыбаку попадется лосось...

Днем мы отправились в обратный путь, через краеведческий музей в Холме. Оказывается местные жители, чаще это были рыбаки, находили на берегах рек бивни мамонтов, что и было представлено в витринах, как и многое другое.

Вечером, приехав на дачу, еще долго не отпускала встреча с домом на берегу Малого Тудёра.

Август 2020 года.