Банковский бизнес превращается в сервис. Тенденция не нова, однако кризис, вызванный пандемией коронавируса, ускорил изменения в банках, пишет KPMG в отчете «Будущее розничного банкинга». Аналитики компании сравнили бизнес-модели розничных банков в настоящем и будущем.
Детали. Сейчас на рынке существуют 5 типов бизнес-моделей компаний, которые оказывают розничные банковские услуги, пишет KPMG, а именно:
- Банки с полным спектр услуг. Предоставляют широкий спектр услуг: от розничного обслуживания до инвестиционного. Большинство этих банков также предлагают страховые продукты и управление капиталом. Так работают HSBC, Citibank, Deutsche Bank, Banco Santander и индийский Bank of Baroda.
- Специализированные банки. Обслуживают розничных клиентов и малый бизнес и хорошо понимают потребности своих клиентов. Основную часть их доходов составляют процентные доходы от таких продуктов, как, например, ипотека. Сюда же KPMG включает также небольшие необанки. К группе относятся сингапурский DBS, канадский Equitable Bank, Monzo.
- Розничные кредиторы. Ориентированы на потребительское кредитование и часто обслуживают малообеспеченных клиентов. Такие банки часто начинали как небанковские финансовые учреждения: предоставляли клиентам один продукт (например, автокредиты или карты), но затем расширили свою линейку. В качестве примера KPMG приводит American Express, Capital One и Mastercard.
- Провайдеры денежных переводов. Оказывают ограниченный набор продуктов и услуг: например, депозиты и денежные переводы. У них есть либо широкая сеть собственных филиалов, либо сеть филиалов, предоставленных другими организациями (например, почтовыми отделениями). Так работают Grameen Bank, Western Union, PayPal.
- Провайдеры электронных кошельков. Занимаются в основном платежами. Обычно они начинают как финтех-компании, которые затем взаимодействуют с социальными сетями и расширяют сервис: начинают предлагать клиентам депозиты и кредиты. Так работают WeChat Pay, Ant Financial, Paytm.
Какими будут банки. В банковском секторе происходят активные изменения: для того, чтобы оставаться прибыльными, банкам необходимо менять свои бизнес-модели. В будущем успешными могут стать банки, которые выберут одну из трех моделей, полагают аналитики KPMG:
- Универсальные банки сохранят часть своих отделений для обслуживания состоятельных клиентов, которым необходимо личное общение с менеджерами. Остальные сервисы должны быть максимально автоматизированы в целях повышения эффективности.Универсальные банки. Маржа классических универсальных банков сжимается за счет высоких операционных затрат и давления на размер комиссионных и транзакционных доходов. Однако банки могут использовать свои ресурсы и большой объем накопленных данных о клиентах для создания экосистем. Например, благодаря данным о транзакциях, банки могут лучше понять своих клиентов и предложить им необходимые сервисы — в частности, сервис по управлению расходами.
- Банки, ориентированные на транзакционный бизнес. Эти банки также обладают знаниями о платежном поведении клиентов, но их бизнес-модель в значительной степени ориентирована на юнит-экономику: стоимость одной транзакции должна покрываться выручкой, чтобы банк был прибыльным. Успех этих банков зависит от реализации концепция Open Banking и партнерства с крупными технологическими компаниями, благодаря которому количество и объем платежей увеличатся.
- «Внешние» банки. «Внешние» банки действуют не как автономные объекты, а являются невидимыми агентами в устройствах Интернета вещей (IoT). Они обеспечивают проведение платежей, а также имеют доступ к информации о поведении и привычках клиентов. Услуги «внешнего» банка способствуют развитию экосистем, например, Samsung и Microsoft. Некоторые традиционные банки уже изучают модель «внешнего» банка. Например, FINN от ING Bank позволяет умным устройствам совершать платежи от имени клиента.
У бизнес-моделей банков будущего есть одно ключевое преимущество перед существующими: все они намного более устойчивы к экономическим потрясениям (таким как пандемия COVID-19).
Как банкам развиваться. KPMG предлагает банкам 8 действий для развития своего бизнеса:
- Использовать данные, расширенную аналитику о клиентах для разработки комплексных решений.
- Управлять бизнесом эффективно и быстро принимать решения, чтобы выполнять обещания, данные клиентам.
- Привлекать другие компании и работать над новыми сервисами и продуктами совместно, чтобы ускорить выход продуктов на рынок, снизить затраты и риски.
- Создавать интеллектуальные и гибкие сервисы, технологии и платформы, чтобы удовлетворить потребности клиентов с помощью безопасных, масштабируемых и экономичных решений.
- Создавать клиентоориентированную организацию и формировать культуру, которая будет вдохновлять сотрудников работать над запросами клиентов и повышать эффективность бизнеса банка.
- Разрабатывать ценностные предложения для потребителей, чтобы привлечь наиболее привлекательных клиентов и стимулировать рост прибыли.
- Создавать безупречный клиентский опыт.
- Взаимодействовать с клиентами и потенциальными клиентами в области маркетинга, продаж и обслуживания, а также отслеживать результаты этой работы.
Зачем вам об этом знать. KPMG выступила в роли визионера и описала возможные бизнес-модели розничных банков будущего. Отчет компании показывает, в каком направлении развивается и меняется розничный банкинг.
Эту статью можно также почитать здесь.
О будущем платежей и исчезновении пластиковых карт из нашей жизни в видеоинтервью Frank RG рассказал гендиректор Visa в России Михаил Бернер. Смотрите интервью здесь.