Падение авторитета учителей – аксиома, которая не нуждается в доказательствах. Последние 20 лет эта проблема буквально витает в воздухе, не находя разумного разрешения.
Причина этой печальной ситуации проста – низкая заработная плата, которая буквально добивает отечественную систему образования. В регионах средняя зарплата учителя в лучшем случае достигает 20 тыс. – сумма, которой вряд ли хватит на проживание даже одинокого человека, не говоря уже о детках.
Вторая причина падения престижа учителей – это стремительный рост грамотности вообще и образованных людей – в частности. В принципе в наше время любой школьник может получить всю необходимую информацию из Интернета.
А роль учителя сводится к тому, чтобы ребенок получил аттестат и с его помощью поступил в университет. К сожалению, современный педагог воспринимается как некий живой инструмент для подготовки школьника к ОГЭ и ЕГЭ.
Учитель обязан шагать в ногу со временем: он должен находить общий язык с молодежью, быть в курсе всех передовых идей общества.
Но 21 век – это слишком быстрое столетие, которое почти каждый день диктует новые требования. Чтобы следить за ними, учителю нужны время и силы, которых у него нет, так как он вынужден заниматься бумажными отчетами, планами, которые носят бюрократический характер.
Данные социологических опросов о причинах падения престижа профессии учителей выглядят весьма удручающе. Показателен тот факт, что сами педагоги, как правило, получают удовольствие от работы с детьми: им нравится проводить уроки, заниматься воспитанием, готовить внеклассные мероприятия.
Однако их зарплата сводит на «нет» все эти плюсы педагогической деятельности. На вопрос, хотят ли учителя, чтобы их дети пошли по их стопам, большинство респондентов ответило отрицательно. И причина все та же – низкая оплата труда.
Еще одна проблема современной школы – это почти поголовная феминизация образовательного процесса. Согласно данным все тех же опросов, мужчины не хотят идти работать в школу опять-таки из-за низкой зарплаты.
Они утверждают, что должны прокормить семью, а на 20 или даже 30 тысяч это сделать невозможно. Второе объяснение – это их уверенность в том, что женщины, как реальные или перспективные матери, лучше справятся с воспитанием детей.
В этом отношении они правы, но в то же время школа отчаянно нуждается в мужчинах. Порой деткам – особенно избалованным – просто необходим грубый баритон вместо нежного сопрано.
Другая больная тема нашей школы – это старение кадров. Большинство учителей – это люди, которым далеко за 40 и даже 50. Это не значит, что они плохи; проблема в другом – поголовное нежелание молодежи идти в школу.
Молодые люди слишком наслышаны, каково это – работать учителем – и всеми правдами и неправдами ищут другую, более перспективную работу.
Работа учителя слишком энергозатратна. Быстрее педагогов теряют нервные клетки, наверное, лишь работники экстремальных профессий: военные, спасатели, пожарные, врачи.
Порой человек охотнее выберет более низкооплачиваемую, простую работу, чем решится связать свою судьбу с школьным начальством, детьми и их родителями.
Звучит парадоксально, однако порой легче стать сторожем, дворником, грузчиком, чем школьным учителем. Охрана, уборка улиц, перетаскивание товаров с места на место, по крайней мере, не требуют абсолютной психологической самоотдачи.
Решение данной проблемы просто и сложно одновременно – это острая необходимость повышения зарплаты учителей, не говоря уже о разгрузке их рабочего дня и хотя бы частичном упрощении бюрократической волокиты.