Средняя зарплата сельских учителей – примерно 10-11 тыс. руб. при среднестатистической нагрузке в 18-20 часов в неделю.
В настоящее время остро ощущается нехватка педагогических кадров в небольших поселениях (та же проблема касается и врачей, так как немногие решаются постоянно жить и работать в деревенской глуши).
Здесь учителя зачастую работают по 1,5 и даже 2 ставки, ведя одновременно по несколько предметов, что отрицательно сказывается на качестве образования в российской глубинке. Не секрет, что выпускники сельских школ с трудом справляются с конкуренцией городских абитуриентов.
Стимулы же для работы у сельских учителей минимальны, так как печальная статистика демонстрирует цифру максимум в 15 тыс. руб. для педагога малого поселка городского типа. Еще меньше возможностей у учителей сел и исчезающих деревень.
Поэтому в 2020 году была разработана программа «Земский учитель», цель которой – привлечь педагогов в сельскую местность.
Согласно этому проекту, специалисты, готовые работать в деревне или малом поселке городского типа, получают 1 млн. руб. во всех регионах, кроме Дальнего Востока, где эта сумма составляет 2 млн. руб.
План предусматривает следующие требования к кандидату: возраст не старше 40 лет (впрочем, эта цифра варьируется по регионам, в некоторых случаях она может быть больше, хотя, разумеется, предпочтение отдается молодым) и готовность работать в школе не менее пяти лет по трудовому договору.
При этом число жителей села, деревни или городского поселка не должно превышать 50 тыс.
На этот миллион учитель может оплатить ипотеку, а в идеале предполагается, что он вложится в частный домик или квартиру с дальнейшей перспективой осесть в деревне.
Дополнительный бонус для таких энтузиастов – отмена налогов на компенсирующие выплаты. Те, кто приезжает в село по этой программе, получают дополнительные скидки: льготы при проезде на транспорте, оплата переезда, подъемные.
Но, к сожалению, эта программа предусмотрена лишь для тех, кто пройдет отбор по конкурсу. Чтобы попасть на желанное место, кандидат должен иметь среднеспециальное или высшее образование; ученая степень и стаж, разумеется, приветствуются.
Вообще, согласно федеральным постановлениям, зарплата учителя не должна быть ниже 70% от общего экономического уровня в регионах. Однако на деле этот принцип не всегда реализуется.
У школы просто нет денег даже на поощрительные выплаты в тех случаях, когда ученики педагога показывают высокий результат, занимают призовые места на районных и областных олимпиадах.
Кроме того, учителя часто на общественных началах (то есть, бесплатно) выполняют дополнительную работу: сами готовят классы к общественным мероприятиям, ЕГЭ, выступают наблюдателями на выборах.
Также они обязаны постоянно проверять и повышать свой уровень квалификации, сдавая письменные экзамены и демонстрируя свои педагогические навыки на камеру.
Все это осложняет и без того непростую долю педагога, который, впрочем, может рассчитывать на надбавки в случае повышения категории после педагогической аттестации. Сельский учитель может рассчитывать на премию в случае успешной работы после трех лет, а также повышение оклада.
В целом, проблема зарплаты сельских учителей по-прежнему остается актуальной, несмотря на вышеуказанную программу по привлечению молодых специалистов в деревню.
Тем не менее, заявки есть, и кандидаты – тоже, что внушает надежду на сохранение среднеобразовательной школы в российской глубинке.