Когда я только-только начинала свой карьерный путь, меня одолевала целая гора сомнений в себе, и я часто специально искала истории из личного опыта людей, прошедших этапы становления себя как профессионала.
Наверное, это уже миллиард первая статья о советах начинающим. Не знаю, открою ли я сейчас Америку, но личным опытом, всё же, поделюсь, потому что считаю это советами, которые актуальны для меня и по сей день.
Начну издалека. Историю своей профессиональной деятельности я привыкла делить на три этапа: первый этап — я сижу дома с трусах и футболке (иногда хожу на пары) и усердно занимаюсь самообразованием, второй этап — я такая красивая работаю в офисе (и иногда отпрашиваюсь в универ), третий этап — я работаю на себя, снова в трусах и футболке. Говорю сразу: кризисы у меня были на всех трёх этапах, и, как я выяснила позже, природа их возникновения абсолютно одинакова.
Давайте разбираться по порядку.
Вот есть ты, тебе чуть за 20, хочешь стать крутым спецом, ты полностью разочарован в вышке, сидишь и читаешь блоги/смотришь работы крутых тётек и дядек, вдохновляешься, открываешь «Фотошоп» и создаёшь нечто такое, от чего у тебя из будущего кровь из глаз полилась бы, но на данном этапе вызывает у тебя нынешнего восторг до свинячьего визга и внутреннюю гордость за себя любимого. Проходит не так много времени, ты продолжаешь смотреть работы, читать статьи, изучать тему, и вот наступает момент, когда твоя «гордость», как оказалось, полна типичных ошибок, помарок, недоработок. В этот момент мелькает в голове мысль: «Я ни на что не годен, раз делаю такое говно», приходит отчаяние и, как правило, начинается прокрастинация или мысли вроде «может, это не моё».
Стоп. В данной ситуации важно понять следующее:
Любые ошибки являются неотъемлемой частью твоего роста.
Поэтому ненавидеть свои старые работы — это супер, это круто и здорово. Было бы плохо, если бы ты продолжал считать их безупречными. Пойми одну вещь: нет ни одного хорошего специалиста, который бы не ставил под сомнение каждый шаг в своей работе. Как говорится, дурак всегда уверен в том, что он делает, а гений всегда сомневается. Из этого делаем следующий вывод:
Сомнение — твой друг и верный помощник.
Важно отметить, что сомнение должно быть объективным. Не из разряда «мой одногруппник скажет, что это полное г...», а из разряда «а будет ли это удобно пользователю», «будет ли этот текст читаем на тёмном фоне» или «сохранит ли это фирменный стиль компании». Ставить свою работу под сомнение можно и нужно, но только по объективным вопросам. Оставьте «красиво/некрасиво» вашему маразматичному преподавателю, вы ведь хотите стать профессионалом, поэтому и сомневайтесь в своей работе как профессионал.
Есть ещё один немаловажный критерий, о котором я хотела бы рассказать. По этой теме у меня «горело» достаточно долгое время, и я хотела бы поделиться своими мыслями на этот счёт. Речь пойдёт о следующем:
Найти свой стиль и перестать пытаться угодить абсолютно всем
Есть отличная фраза: «Даже если вы — самый сладкий персик, всё равно найдётся человек, который ненавидит персики». Если долго-долго листать проекты и профили дизайнеров на Behance, то можно заметить, что у каждого профессионала есть свой собственный стиль (и я не говорю сейчас про бесконечно повторяющийся российский биханс или сто первая копия одной и той же стилистики). Кто-то делает упор на минимализм, кто-то предпочитает иной стиль. Это как почерк, как техника рисования, — абсолютно индивидуальная вещь у каждого. Согласитесь, было бы странно, если бы все в художке рисовали одинаково. Работа может быть хорошей вне зависимости от техники рисования. Микеланджело не рисовал как Микеланджело — он рисовал как умел и как видел. Какие выводы можно из этого сделать? Важно увидеть и понять свой собственный стиль, и обязательно найдутся клиенты, которым понравится именно он. А как их привлечь — это уже вопрос позиционирования и раскрутки. Но вернёмся к нашим баранам. Есть ещё одна немаловажная вещь:
Внимание к мелочам
Да-да. То самое требование, которое ты видишь почти во всех вакансиях. И не зря. А знаешь почему? Потому что именно это характеризует тебя как специалиста. В самом начале своей карьеры ты больше думаешь о результате, чем о процессе, думаешь о глобальной картине и часто забываешь о мелочах. Это ошибочно, потому что именно из мелких деталей часто складывается качество всей работы. Это про то самое чувство, когда ты смотришь, тебе вроде как нравится, но что-то тут не то. А «не то» как раз кроется в неправильных отступах, плохой типографике, некачественных изображениях и многом другом, на что не следовало бы забивать.
Подводя общий итог, я бы хотела дать ещё один банальный, но важный совет:
Не сдаваться!
Банально? До безумия. Но если ты горишь тем, что ты делаешь, если твоя деятельность согревает тебя холодными одинокими вечерами, то не сдавайся. Даже когда ты в полном отчаянии, когда ненавидишь себя, когда все твои труды кажутся никчёмными, когда твои работы засыпали негативными комментариями недопрофи (почему «недо»? Потому что профи конструктивно критикуют, а недопрофи гавкают, но о критике я напишу отдельно потом) из группы «Вконтакте», или когда вам в очередной раз ответила отказом студия. Всегда будут сложности. Если ты высоко целишь — будь к этому готов, будь готов остаться верным своему выбору, ведь только так можно вырасти. Верь в себя. Между прочим, это крайне важно. Особенно это важно для позиционирования себя.
В любой непонятной ситуации продолжай творить. Всё получится.
Я в тебя верю!