Найти тему
машина

СССР, 1955 год. Испытания нового «Москвича» и пяти иномарок

Недавно у нас на канале выходили уже две статьи о «Москвиче» модели 402. ВОТ ЗДЕСЬ было показано, какой дизайн мог бы получить этот автомобиль, но так и не получил. А ВОТ ЗДЕСЬ рассказывалось о том, что в принципе собой представлял серийный 402-й, и сколь много инноваций было внесено в его конструкцию по сравнению с предыдущими «Москвичами». А сегодня – материал о том, как воспринимался в 1955 году «Москвич-402» на фоне современных европейских одноклассников того времени. Обратите внимание, что эта статья тоже будет состоять из двух частей. Это - первая из них.

Текст: Николай Марков

«Москвич-402-425» для госиспытаний с порядковым № 1 (кузов бежевого цвета). К началу испытаний имел пробег 4819 км
«Москвич-402-425» для госиспытаний с порядковым № 1 (кузов бежевого цвета). К началу испытаний имел пробег 4819 км

Итак, время и место действия – Советский Союз, самое начало 1955 года. Экспериментальщики МЗМА к тому времени собрали уже целую серию опытных образцов перспективного «Москвича-402-425». Причем на последнем экземпляре практически сложился привычный нам теперь облик этих машин. Но оставалась еще главная бюрократическая формальность: до постановки на производство новинке предстояло пройти государственные испытания. Вопрос об их проведении был рассмотрен Советом Министров СССР в последнюю декаду января и юридически закреплен Постановлением № 139. Согласно этому документу, заводу отводился ровно месяц на подготовку, и к 25 февраля в распоряжение госкомиссии ему надлежало передать десять автомобилей: три перспективных «Москвича» (402-425), два серийных (401-420) и пять имевшихся в КЭО МЗМА современных иномарок.

Один из двух серийных «Москвичей-401-420» 1955 года выпуска, приготовленных к испытаниям. Машинам присвоили порядковые номера 8 и 9 (видны на табличках на переднем бампере)
Один из двух серийных «Москвичей-401-420» 1955 года выпуска, приготовленных к испытаниям. Машинам присвоили порядковые номера 8 и 9 (видны на табличках на переднем бампере)

«Экзамены» у машин надлежало принимать группе отраслевых специалистов в составе 37 человек. За руль всех машин сели сотрудники МЗМА, работающие в должности инженеров, механиков и слесарей-водителей. В их числе, например, были заводские раллисты Юрий Чвиров, Юрий Кроль и Анатолий Прохоров. Контролерами в новые «Москвичи» подсадили инженеров из других организаций – НАМИ, лаборатории двигателей Академии Наук СССР и Всесоюзного НИИ автотранспорта. Из числа заводчан также назначили половину контролеров остальных автомобилей, завхоза, старшего механика, инженера-испытателя и фотографа, сделавшего все снимки к этой статье (его имя – Иван Сошин).

А завершали список участников испытаний члены госкомиссии, которым и предстояло решить судьбу новинки. Четверо из них были нерядовыми сотрудниками МЗМА (в их числе – главный конструктор Александр Андронов и начальник дорожно-эксплуатационной лаборатории, автогонщик Лев Гивартовский). Двое представляли научные «околоавтомобильные» учреждения (в том числе Андрей Понизовкин из ВНИИАТ, известный пилот советских рекордно-гоночных автомобилей), еще двое представляли интересы «основного заказчика» (но вовсе не вооруженных сил, конечно: речь о Минавтосельхозмаше СССР и Минавтошосдоре СССР). А председателем комиссии назначили Дмитрия Великанова, «автомобильного» доктора технических наук из Академии Наук СССР. Ну, и пора представить уже те пять иномарок, с которыми предстояло «сразиться» советской новинке.

Британский Hillman Minx – самый старый автомобиль во всей группе: 1950 года выпуска,  с пробегом 38 тыс.км. Однако актуальности не утратил, поскольку вовсю продавался в тот момент в Европе. В 1956 году Minx подвергнется рестайлингу и будет дальше выпускаться еще некоторое время. Это единственный автомобиль из всей группы иномарок с устаревшими рычажными амортизаторами. Имел нижнеклапанный мотор объемом 1,265 л мощностью 37 сил, но в трансмиссии имелись уже 4 передачи.
Британский Hillman Minx – самый старый автомобиль во всей группе: 1950 года выпуска, с пробегом 38 тыс.км. Однако актуальности не утратил, поскольку вовсю продавался в тот момент в Европе. В 1956 году Minx подвергнется рестайлингу и будет дальше выпускаться еще некоторое время. Это единственный автомобиль из всей группы иномарок с устаревшими рычажными амортизаторами. Имел нижнеклапанный мотор объемом 1,265 л мощностью 37 сил, но в трансмиссии имелись уже 4 передачи.
Миниатюрный итальянский Fiat 1100 - 1954 года выпуска с пробегом 7,7 тыс. км. Эта модель стояла на производстве с 1953-го по 1962 год. Особенности - "бодрый" верхнеклапанный мотор объемом 1,089 литра (36 л.с.),  4-ступенчатая коробка передач, самая "длинная" главная передача из всех десяти машин на испытаниях. Все это плюс два стабилизатора в подвеске и очень низкий вес делали "фиатик" одним из самых "драйвовых" и в то же время экономичных автомобилей в группе. Но крошечный клиренс и малюсенький аккумулятор (28 Ач) совсем не годились для наших условий эксплуатации.
Миниатюрный итальянский Fiat 1100 - 1954 года выпуска с пробегом 7,7 тыс. км. Эта модель стояла на производстве с 1953-го по 1962 год. Особенности - "бодрый" верхнеклапанный мотор объемом 1,089 литра (36 л.с.), 4-ступенчатая коробка передач, самая "длинная" главная передача из всех десяти машин на испытаниях. Все это плюс два стабилизатора в подвеске и очень низкий вес делали "фиатик" одним из самых "драйвовых" и в то же время экономичных автомобилей в группе. Но крошечный клиренс и малюсенький аккумулятор (28 Ач) совсем не годились для наших условий эксплуатации.
Французская Simca Aronde. Эта модель выпускалась в 1951-1964 годах, пережив два рестайлинга в 1955-м и 1958-м. Данный экземпляр был выпущен в 1953 году и имел пробег 5 тыс. км. Мотор "Симки" (1,22 литра, 45 сил) был одним из самых высокофорсированных и оборотистых: спокойно крутился до 4800 об/мин. Коробка передач - современная 4-ступенчатая. А благодаря наибольшей емкости бензобака (42 литра) Simca имела еще и самый большой запас хода. Но форма кузова - устаревающая, салон - тесный, дорожный просвет - маленький.
Французская Simca Aronde. Эта модель выпускалась в 1951-1964 годах, пережив два рестайлинга в 1955-м и 1958-м. Данный экземпляр был выпущен в 1953 году и имел пробег 5 тыс. км. Мотор "Симки" (1,22 литра, 45 сил) был одним из самых высокофорсированных и оборотистых: спокойно крутился до 4800 об/мин. Коробка передач - современная 4-ступенчатая. А благодаря наибольшей емкости бензобака (42 литра) Simca имела еще и самый большой запас хода. Но форма кузова - устаревающая, салон - тесный, дорожный просвет - маленький.
Ford Taunus 12M (ФРГ). Модель 1952 года, конкретный автомобиль был сделан в 1953-м и к началу испытаний имел 4,3 тыс. км пробега. Выпускался до 1960 года с двумя небольшими рестайлингами. По конструкции силового агрегата был ближе всех к "Москвичу-402", поскольку комплектовался нижнеклапанным мотором объемом 1,172 литра и мощностью 38 сил, а также 3-ступенчатой коробкой передач. Причем мотор этот обладал самым низким моментом среди всех пяти иномарок, несмотря на самую высокую степень сжатия (6,8). Слабые места машины - устаревшее 6-вольтовое электрооборудование и кузов всего с двумя дверьми. Также отличался 13-дюймовыми колесами, на которых ездить по советским дорогам того времени было непросто.
Ford Taunus 12M (ФРГ). Модель 1952 года, конкретный автомобиль был сделан в 1953-м и к началу испытаний имел 4,3 тыс. км пробега. Выпускался до 1960 года с двумя небольшими рестайлингами. По конструкции силового агрегата был ближе всех к "Москвичу-402", поскольку комплектовался нижнеклапанным мотором объемом 1,172 литра и мощностью 38 сил, а также 3-ступенчатой коробкой передач. Причем мотор этот обладал самым низким моментом среди всех пяти иномарок, несмотря на самую высокую степень сжатия (6,8). Слабые места машины - устаревшее 6-вольтовое электрооборудование и кузов всего с двумя дверьми. Также отличался 13-дюймовыми колесами, на которых ездить по советским дорогам того времени было непросто.
Британский Ford Consul был самым крупным из всей десятки автомобилей на госиспытаниях. Но в салоне, как и все остальные, имел лишь 4 места. Он продержался в производстве с 1951 по 1962 год, а попавший в СССР экземпляр относился к числу машин самых первых выпусков (шасси № 5400). До госиспытаний «Москвича» успел пробежать 18,6 тыс. км. Под стать размерам имел и самый большой мотор – 1,5-литровый, который несмотря на самую низкую степень сжатия (6,5) развивал наибольшую мощность (47 л.с.) и наиболее высокий крутящий момент (9,8 кгм). Впрочем, большой вес и 3-ступенчатая трансмиссия почти сводили на нет это преимущество.
Британский Ford Consul был самым крупным из всей десятки автомобилей на госиспытаниях. Но в салоне, как и все остальные, имел лишь 4 места. Он продержался в производстве с 1951 по 1962 год, а попавший в СССР экземпляр относился к числу машин самых первых выпусков (шасси № 5400). До госиспытаний «Москвича» успел пробежать 18,6 тыс. км. Под стать размерам имел и самый большой мотор – 1,5-литровый, который несмотря на самую низкую степень сжатия (6,5) развивал наибольшую мощность (47 л.с.) и наиболее высокий крутящий момент (9,8 кгм). Впрочем, большой вес и 3-ступенчатая трансмиссия почти сводили на нет это преимущество.

До начала пробеговой части испытаний все автомобили подверглись «статичному» изучению членами комиссии и лабораторным исследованиям. Оказалось, что по удобству размещения пассажиров в салоне новый «Москвич» является едва ли не лучшим! В укор ему можно было поставить лишь слишком придвинутый к водителю руль и близость рамки заднего оконного проема к головам пассажиров. Просторнее был только британский Ford, притом что по габаритной ширине «Москвича» превосходили все иномарки, кроме «Фиата». Hillman отличался низким удобством посадки на заднее сиденье из-за дверного проема, неудачно «зарезанного» колесной аркой. Fiat имел слишком малый шаг сидений. А на «Симке» сиденья не только стояли близко друг к другу, но еще и слишком низко от пола. А в немецком «Форде» был самый удобный задний диван, но без задних дверей пролезать туда не нравилось никому.

Участники испытаний. На переднем плане - "Москвичи-402" №1 (бежевый), №2 (темно-зеленый) и №10 (темно-синий)
Участники испытаний. На переднем плане - "Москвичи-402" №1 (бежевый), №2 (темно-зеленый) и №10 (темно-синий)

По уровню комплектации «Москвич» тоже обставил «иностранцев»! Его панель приборов оказалась наиболее информативной и имела регулировку яркости подсветки. Да и такие опции, как радиоприемник, отопитель, раскладные сиденья, жалюзи радиатора или банальная пепельница имелись далеко не у всех. По обзорности «Москвич» снова оказался в лидерах: мертвая зона перед капотом была меньше только у «Фиата» и «Хиллмана», а обзор вверх (на подвесной светофор) с места водителя «Москвича» был наилучшим. Хороша оказалась и маневренность: тут «Москвич» уступил только маленькому «Фиату» и «Симке», однако у последней радиусы поворота в левую и правую сторону различались аж на полметра!

Все участники испытаний на фоне бежевого "Москвича-402" №1
Все участники испытаний на фоне бежевого "Москвича-402" №1

Не столь однозначными стали весовые показатели. Средняя (по трем образцам) снаряженная масса нового «Москвича» получилась равной 1032 кг, и это было слишком много. Тяжелее (1086 кг) оказался лишь более крупный британский Ford. Но около 30 кг веса набежало за счет использования обходных технологий при постройке опытных образцов. Так что в серии вполне можно было ожидать результата порядка 1000 кг, и тогда по весу «Москвич» сравнялся бы с показателями «Симки» (1001 кг) и «Хиллмана» (987 кг). К слову, наименьший вес имели «Москвич-401» (843 кг) и Fiat (846 кг), которые были компактнее других машин.

Вообще в процессе фотосъемки процесса испытаний именно "Москвичу" под порядковым № 1 доставалось больше всего внимания!
Вообще в процессе фотосъемки процесса испытаний именно "Москвичу" под порядковым № 1 доставалось больше всего внимания!

Несмотря на устаревающую нижнеклапанную конструкцию, из мотора «Москвича-402» удалось выжать вполне приличные удельные показатели. Из-за высокой степени сжатия литровая мощность достигла 29,4 л.с./л. Тут 402-й опередил и своего предшественника 401-й модели (24,2), и горьковскую «Победу» (24,5), и немецкий Ford (29,2). А по удельному расходу топлива двигатель МЗМА-402 проиграл только верхнеклапанным моторам «Симки» и «Фиата».

И снова "Москвич" № 1 во главе кадра ))
И снова "Москвич" № 1 во главе кадра ))

Развитие «малолитражек» за рубежом уже тогда характеризовалось стремлением конструкторов «прижать» автомобиль к земле. Это было логичным, учитывая развитую сеть автодорог с твердым покрытием и тягу к постоянному повышению максимальных скоростей. Однако в советских условиях эксплуатации даже от «малолитражки» требовались хорошие показатели геометрической проходимости, а потому в конструкцию 402-й машины изначально были заложены внушительный дорожный просвет (200 мм, как у «Москвича-400») и большие углы въезда и съезда. И в этом отношении иномарки советской машине проиграли вчистую. Особенно Fiat с его 128 мм от земли до элементов передней подвески и Simca со 142 мм под средней частью днища. А вот насколько это обстоятельство повлияло на результаты пробеговой части испытаний, читайте в продолжении статьи ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!