Найти тему
Василисины размышления

Почему писатели пишут об одном и том же? - Таков мир, таковы мы

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Специалисты считают, что число базовых сюжетов в писаной литературе и сказаниях всех времен и народов невелико, всего несколько десятков. Разброс в оценках в основном связан с методикой подсчета: брать только базовые точки завязок сюжета или отдельно учитывать каждый путь его развития (направо-налево-прямо пойдешь… или плюнешь и назад повернешь). В любом случае, количество «бродячих» сюжетов весьма ограничено. Если довелось на веку прочитать хотя бы сотню-другую книг, то наверняка начнешь отмечать сходные случаи.

Почему их так мало? Это как с одеждой: сколько не скрипи дизайнер мозгами и не фонтанируй креативом, а далеко за пределы человеческой анатомии и физиологии не выскочишь. Одно туловище, одна голова, две руки, две ноги… Можно, конечно, к брюкам рукава приделать, специально для руко...опых, но большим спросом они пользоваться не будут.

Так и литература поневоле крутится вокруг физических и психических способностей человека и его жизненного цикла. Где количество возможных обстоятельств и моделей их отработки тоже ограничено на уровне анатомии и физиологии. Даже с учетом разностей культур, природного и технического окружения, на поверку выходит, что не такие уж мы и разные. Даже на уровне фантазий.

Кроме того, существуют удобные сюжетные завязки, помогающие авторам легко перемещать своих героев во времени, пространстве, между социальными слоями и состояниями психики. Про одну такую мы уже говорили в статье про бесприданниц. Примерно это об этом же сказано у И.С.Тургенева:

Вот вам сравнение: дерево стоит перед вами, и ветра нет; каким образом лист на нижней ветке прикоснется к листу на верхней ветке? Никоим образом. А поднялась буря, все перемешалось - и те два листа прикоснулись. ("Дым")

Вариантов «бурь», смешивающих все и вся, на поверку тоже немного: войны, социальные потрясения, преступления, травмы и болезни, открытие внезапных талантов, неравные браки, порталы в другой мир, переход в измененное сознание (в т.ч. сон). Но писатели любят ими пользоваться, ведь это дает возможность в одном произведении описать сразу несколько миров и придать сюжету динамику.

Конечно, литературоведы напридумывали кучу классификаций (подозреваю, их на порядок больше, чем самих сюжетов). Но предложу свою, как читателя-любителя, не затронутого филологическим образованием.

- Героически-действенная литература. Это вообще самый древний вид, еще до-письменный и восходящий просто к свидетельскому рассказу. Разумеется, все врут, как очевидцы. Как кто-то кого-то победил, покорил, обманул, распутал преступление, поймал во-о-о-т такую рыбу, был бит, но сбежал, попал в бурю, шторм, ураган, заблудился в пустыне – но выжил. Ура, наши победили! Если хотите подробнее – погуглите лекции М.Веллера, там об этом здорово написано.

- Конфликтная. В основе сюжета: конфликт между «хочу», «могу» и «должен». Этакий психологический тренинг. Популярность книги зависит от того, насколько читатель лично знаком с подобными ситуациями (или хотел бы с ними встретиться). Поэтому писатели предпочитают брать самые типовые: любовные или денежные (но сделать вид, что они имели в виду нечто более глубокое и нам не понятное).

- Воспитательно-нравоучительная. Вот вам ситуация – и вот как надо и как не надо в ней поступать. Не ходите, дети, в Африку гулять – одни страдания от той любви. От совсем уж занудных поучалок или остроумных притч с одной стороны до маскировки под «литературу конфликта» с другой. От чистого «конфликта» отличает четкое наличие авторской позиции, выведенная «мораль» с однозначной оценкой... и значительное отступление от того, как оно происходит на самом деле.

- Описательная. А-а-а, здравствуйте, горы вот такой вышины! А-а-а, крокодилы, бегемоты, а-а-а, обезьяны, кашалоты.. Записки путешественников (в пространстве и времени), исторические хроники, беллетризованный научпоп (значительная часть Жюля Верна, А.Беляева, И.Ефремова). Может быть в чистом виде, а может быть сдобрено героикой и конфликтами для пущей завлекательности – но задумано именно ради показа миров и времен (в том числе вымышленных).

Сюда же отнесу «производственные романы», от советских битв директора-консерватора с инженером-новатором, до «Дьвол носит Прада» и романов А.Хейли. Конфликтов и героики в них навалом, но главное – описание механизма работы сложной организации.

- Эмоционально-стимулирующая. Единственная цель – вызвать у читателя какую-то эмоцию: смех, страх, вожделение, умиление, чувство собственного превосходства. В чистом виде встречается редко. Ежели надо вызвать слезу, то будет маскироваться под конфликт, а ежели чувство национальной гордости – то под героику.

На эту же полку поставлю все легкое развлекалово, которое читать на сон грядущий приятно, а потом и пересказать не можешь. И просто "изящную словесность", кружева из красиво составленных фраз.

Да, есть и литература в стиле «поток сознания», где толком ничего не происходит, но этот жанр – сильно на любителя. В основном же читатели предпочитают иметь дело с текстом, наполненным событиями гуще, чем повседневная жизнь.

Да, пожалуй, и все! Возможны любые гибриды, исполнение в любых жанрах (от реализма до фэнтези, в стихах и прозе), в любом качестве. Образцы «великой литературы» встречаются везде. Востребованность у конкретного читателя зависит исключительно от его личных предпочтений.

Но, в сущности – да, все писатели пишут об одном и том же. О мире и людях.

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.