Отношения учителей и учеников – пожалуй, самая больная тема современной школы. К сожалению, с советских времен приоритеты сильно изменились, и теперь педагог уже не пользуется непререкаемым авторитетом, как ещё буквально лет двадцать назад. Хамство школьников на уроках стало обычным явлением, которое уже почти никого не удивляет.
Многие (в том числе, – сами учителя) часто закрывают глаза на выходки своих избалованных подопечных, так как ни законодательство, ни общественная практика не предусматривают мер для обуздания таких деток.
Напротив, современная педагогика медленно, но уверенно движется в сторону демократии и либерализма по европейскому образцу. К сожалению, эти новые стандарты слишком много требуют от педагога, который должен быть продвинутым, стильным и максимально толерантным.
А ученик – предмет особой заботы, которого нужно охранять, защищать и развивать по всем направлениям.
При таком подходе не приходится удивляться, что ребята чувствуют свою силу и качают права – в первую очередь, на уроках, так как знают, что бедный учитель не всегда в состоянии дать им достойный отпор.
На их стороне – родители и современная прогрессивная педагогика, которая ориентирована на детей в обход учителей. Поэтому педагоги вынуждены сражаться с хулиганами на свой страх и риск.
Грубость учеников в отношении учителя – показатель глубоких социальных и духовных проблем в обществе, за которые вынужден отдуваться сам учитель. А ведь 21 столетие – это век вежливости и предупредительности. Сейчас принято и модно быть вежливым, но почему-то это правило не распространяется на школьников.
Причина проблемы проста – падение престижа знаний, преподаваемых в школе.
Современный школьник охотнее и быстрее почерпнёт нужную информацию в Интернете, чем станет слушать устные объяснения учителя, которые почти всегда кажутся ему скучными и неинтересными. Впрочем, педагоги стараются шагать в ногу со временем и активно используют на занятиях ноутбуки, гаджеты, интерактивные доски, видео и аудиофайлы и т. д.
Однако это в принципе не спасает ситуацию, так как продвинутый школьник знает, что почти ничего не теряет в том случае, если пропустит урок мимо ушей. Ведь у него есть компьютер и платный репетитор на всякий случай. Поэтому престиж школьного учителя в его глазах минимален, несмотря на титанические старания последнего провести урок с использованием крутых методик. Отсюда – развязность на уроках, вызывающее поведение, дерзкие выходки, которые часто остаются безнаказанными.
Решение данной проблемы носит глобальный характер: чтобы дети изменились в лучшую сторону, должно измениться общество. Практика последних лет доказывает, что либеральная педагогика плохо прижилась на отечественной почве. Дети любят порядок, строгость и четкую дисциплину.
Ставка на равноправный диалог учителя с учеником пока не оправдывает себя; впрочем, он и невозможен в силу объективных причин. Природа ребенка такова, что он, видя снисходительное к себе отношение, наглеет. И не потому, что он – плохой; просто наши детки портятся без строгих внушений, наказаний и даже двоек, которые порой просто необходимы, как воздух, чтобы поставить их на место.
К сожалению, в таких случаях часто родители встают на сторону своих детей. И тогда вскрывается проблема правильного (вернее, неправильного) семейного воспитания.
Если дома ребенок не получает должного внимания или наоборот – его слишком опекают, то он (за редким исключением) неизбежно на уроке будет вести себя более чем непринужденно.
Грубость современных школьников – это наша общая проблема, так как эти дети в свое время станут действующими членами социума, от которых будет зависеть будущее страны.