Найти тему

Фильм «Касабланка»: исторические ошибки

Оглавление

Если бы я был безумцем-конспирологом, я бы сказал, что «Касабланка» – классика американского кинематографа – не могла быть снята в 1942 году. Фильм создавался через несколько десятков лет, когда память о Второй мировой войне потускнела. Иначе режиссер не допустил бы таких очевидных «ляпов».

Если же говорить серьезно, в «Касабланке» действительно есть грубые, нелепые и труднообъяснимые ошибки. Сразу оговорюсь: пишу статью не просто из желания покритиковать (фильм-то отличный! с художественной точки зрения). Это скорее повод задуматься: хорошо ли знают режиссеры, актеры и зрители мир, в котором живут? Такие вещи хорошо видны на расстоянии.

Кто подписал эти злосчастные транзитные письма?

Итак! На 12-й минуте фильма появляются транзитные письма с подписями генерала де Голля (!), которые позволяют выехать из Касабланки в Лиссабон. Точнее, позволяют беспрепятственно покинуть территорию неоккупированной Франции или ее колонии.

Напомним, в тот момент существовало два французских государства, которые считали друг друга нелегитимными, фактически – воевали друг с другом:

1) коллаборационистский режим Виши, который контролировал южную, «неоккупированную» Францию и одну часть колоний;

2) Свободная Франция (впоследствии – Сражающаяся Франция) во главе с де Голлем – государственное образование, которое контролировало другую часть колоний и продолжало войну с Гитлером.

Время действия «Касабланки» – самое начало декабря 1941 года (до нападения японцев на Перл-Харбор). Французское Марокко до ноября 1942 года контролировал режим Виши. Предъявить в Касабланке какой-либо документ, подписанный де Голлем – значило быть арестованным.

Что интересно, в одном русском переводе фамилию «де Голль» убрали. Но из песни слова не выкинешь.

«Здесь пустыня»

-2

На 17-й минуте мы слышим:

– Что привело вас в Касабланку?

– Здоровье. Я поехал в Касабланку на воды.

– Воды? Какие воды? Мы в пустыне!

– Меня неверно информировали.

Неверно информировали создателей фильма. Дело в том, что рядом с Касабланкой нет никакой пустыни! Климат Марокко (кроме южной и западной части страны) – средиземноморский. Благодаря Атласским горам там выпадает немало дождей.

Автор сценария думал, что вся Северная Африка – это пустыня. В школе на уроке географии он получил бы плохую оценку…

Беглец из концлагеря

-3

На 26-й минуте появляется Виктор Ласло, бежавший из заключения… Этот сюжет кажется надуманным. Не только потому, что Ласло не похож на узника концлагеря! Если бы он не был замечен фашистскими ищейками, власти не знали бы, что он собирается ехать в Касабланку. А если узнали, почему не арестовывали раньше? Почему ему дали возможность зайти так далеко?

Единственное разумное объяснение таково: фашисты дали Ласло «погулять», чтобы через него выйти на других деятелей Сопротивления. Однако это должен был понять и сам Ласло, если он был не идиотом, а опытным деятелем антифашистского подполья. В таких обстоятельствах он бы не стал посещать никаких собраний и сидел бы тише воды, ниже травы…

Американцы, взявшие Берлин

-4

Самый чудовищный «ляп» подстерегает нас на 51-й минуте картины. Между немецким майором и французским капитаном – такой диалог:

– Он просто еще один неловкий американец.

– Не надо недооценивать американскую неловкость. Я был с ними, когда они неловко дошли до Берлина в 1918 году…

Американцы – дошли до Берлина в 1918 году! Что курил режиссер со сценаристом? Они же были современниками Первой мировой войны, прошло лишь 24 года…. В реальности Германия сдалась в то время, когда Западный фронт проходил по территории Бельгии.

Это ошибка настолько нелепа… как если б немец в это время ляпнул бы, что в феврале 1918 года участвовал во взятии Москвы.

Болгары-беженцы

-5

На 65-й минуте очаровательная беженка рассказывает Рику, как спаслась с мужем из Болгарии, добралась до Касабланки… но деньги кончились.

Почему именно – Болгария? И почему болгарские беженцы избрали такой странный маршрут?

Болгария до декабря 1941 года не находилась в состоянии войны ни с Англией, ни с США, хотя была союзницей стран «оси». Внутренний режим в Болгарии нельзя было назвать фашистским, но в политэмигрантов, мечтающих попасть в США, поверить можно. Сложнее поверить в такой странный маршрут – через Вишистскую Францию и Касабланку. Это все равно, что ехать из Петербурга в Хельсинки через Тбилиси…

Не отрицаю, фильм сам по себе – прекрасен! И все-таки исторические ошибки (особенно – «подпись де Голля» и «взятие Берлина в 1918 году») вызывают удивление. Эти ошибки сложно даже назвать «историческими», фильм-то снимали о «современности»… не очень хорошо представляя себе эту современность.

Все мои статьи можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Коварные «печные трубы». Почему я не пишу исторических романов

Глупость на карте Москвы! Улицы, названные по ошибке

1913 год. «Русский Шерлок Холмс» против Сашки Семинариста