В прошлых статьях я рассказывала о сложении концепции культовой архитектуры в Византии, где родилось символическое понимание архитектурной конструкции - "Храм как мир". А так же о главном архитектурном памятнике Византии - храме Софии Константинопольской (сейчас Айя-София). Важной идеей, которую я хотела бы донести, было то, что всё христианское искусство было пронизано символикой. Её нужно уметь читать, чтобы в полной мере понять византийских творцов.
Эта статья будет посвящена ещё одной знаковой части византийской культуры - иконографии, выработанной христианскими художниками и философами.
Построенные в Византии христианские соборы, вряд ли бы так поражали всех, входящих туда, не являясь вместилищем бесчисленного количества живописных изображений, призванных воздействовать на прихожан эстетически и эмоционально, раскрывая перед ними основные сюжеты библейской истории.
Как писали византийские мыслители: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах».
Характерные черты культовой живописи. Изобразительное искусство в христианском мировоззрении занимало особое место, гораздо более важное, чем быть только «проповедью» в красках и образах. Византийский художник должен был изображать не наш знакомый и понятный материальный мир, а запечатлевать сцены и образы мира небесного.
Каким же способом он мог осуществлять эту задачу, никогда не видя этого го́рнего мира, не зная, каков он на самом деле? Только на основании богословской теории, утверждающей, что наш мир, в определённой степени, подобен божественному, как его отражение в зеркале, только весьма отдалённое, замутнённое и искажённое (в той же мере как человек, подобен Богу).
То есть художник должен создавать образы на своих картинах так, чтобы они были одновременно похожими и непохожими на мир земной, представляли бы собой, как говорили византийские философы «неподобное подобие».
Отсюда рождались следующие особенности в восприятии живописи средневековым человеком:
- она рассматривалось как связующее звено между двумя мирами – Небесным и Земным (го́рним и до́льним), являясь зримым «отражением» невидимого божественного порядка, в котором действуют совсем другие законы времени и пространства, чем в мире материальном;
- живописное изображение, в сознании верующих, являлось не картиной (в нашем современном понимании), предназначенной для любования и получения эстетического удовольствия, а «образом» потустороннего мира, несло в себе его святость, то есть, было священным предметом, объектом религиозного поклонения, наделённым сверхъестественной, сакральной, магической силой своего небесного прототи́па (образца).
Из этого следовало, что художники, создающие «образы» горнего мира, не имеют право писать по своему усмотрению, так как существует опасность искажения. Поэтому в византийском (а затем и вообще в христианском) искусстве разрабатываются строгие правила – кано́ны, регламентирующие абсолютно все детали и аспекты создания художественного произведения. Как говорилось в одном из византийских трактатов о живописи: «Изображай красками, согласно преданию. Это есть живопись истинная, как писание в книгах, и благодать божия покоится на ней, потому что изображаемое свято».
Важную роль в создании художественного канона сыграли византийские философы Псе́вдо-Дионисий Ареопаги́т, написавший трактат «О небесной иерархии», а также Иоа́нн Дамаски́н, автор труда «Теория образа».
Живопись, украшавшая христианский храм, располагала набором сюжетов и образов, а также средств выразительности и художественных приёмов, отобранных церковью и закреплённых каноном:
1. Художник мог изображать лишь ангелов, Христа, Богоматерь, святых и сцены из их земной жизни, а также сюжеты из Ветхого или Нового Заветов (библейская мифология). Способы изображения данных персонажей и библейской истории были строго регламентированы – что получило название иконографический канон (от греч. «иконэ» - «образ», «графос» - пишу).
2. Поскольку мир, изображаемый в церковных картинах, был миром нематериальным, то художники старались избегать в изображениях телесности и объёма. Пространство, люди и предметы на картинах теряли свойства трёхмерности, изображались художниками пло́скостно, что подчёркивало их бесплотность и духовность.
3. В этом нематериальном, двухмерном мире не действовали законы правильной (геометрической) перспективы, создающей иллюзию пространства, уходящего в глубину картины. Средневековый художник использовал, так называемую, обратную перспекти́ву. Изображённые на картине предметы, показывались таким образом, что их дальняя сторона, казалась более длинной и широкой, чем передняя, так, как будто предмет «опрокинут» на зрителя из глубины пространства.
При использовании обратной перспективы художник нередко при изображении предметов совмещал сразу несколько ракурсов.
С точки зрения византийского художника картина – это своеобразное окно, через которое не только мы можем увидеть потусторонний небесный мир, но, главное, сквозь него Бог смотрит на нас, и перспектива в иконописной традиции строится именно с точки зрения Бога, то есть изнутри изображения.
4. Мир горний – это мир Света, в представлении христиан, следовательно, в нём нет, и не может быть теней, поэтому здания, вещи и люди в христианской живописи не отбрасывают тени. Средневековый художник вместо свето-теневой моделировки при написании тел и ликов использовал, так называемые, пробела́ – белые штрихи на выступающих частях тел или последовательное наложение почти прозрачных темперных красок в несколько слоёв: там, где их меньше изображение получалось светлее и наоборот. Цвета на картине были лока́льными, то есть наносились чистым (без нюансов) «пятном» в предназначенный для этого контур. Фон в таких изображениях, как правило, однотонный, чаще всего золотой.
5. Время в культовой христианской живописи имеет свои законы. На одном изображении художник может поместить одновременно несколько сцен и сюжетов из жизни того или иного героя картины (чаще всего святого).
6. Культовая живопись часто использует приём разномасшта́бности фигур. То есть, в одном пространстве картины фигуры персонажей могут быть разных размеров, в зависимости от их значимости и положения в христианской духовной иера́рхии.
7. В византийской живописи редко изображается действие, событие. Искусство запечатлевает вечное, неизме́нное,то есть то, что характеризует лучший мир, в котором пребывает Бог. Герои картин, как правило, неподвижны, позы их стати́чны, сюжеты лишены драматизма, экспре́ссии, динамики.
8. В канонической византийской живописи практически отсутствует пейзаж, поскольку земная природа не может быть похожей на ту, что находится в мире горнем. Пейзаж заменяется предметами – символами: горки, башни, одно или несколько деревьев, иногда присутствует вода.
9. Поскольку живопись не могла передать всю красоту Небесного Царства, да и смотрящий на картину человек не мог постигнуть того, что византийские философы называли «непостигаемым» и «неизречённым», то художники очень широко использовали общепринятую христианскую символику, помогающую верующим «прочитать» заложенный в картине более глубокий, недоступный непосвящённым смысл.
Символика была многоуровневой и задействовала многие аспекты восприятия живописи. Носителями определённого символического значения выступали на картине любые (практически все) объекты и даже их количественное (числовое) выражение (например, количество куполов на храме, тарелок на столе, цветов в вазе и т.п.), пейзажный фон, цвета, в которые окрашивались одежды героев и всё окружающее их. (Подробнее о символах вы можете прочитать в этой статье).
Так, в изобразительном искусстве Византии постепенно утвердилось новое понимание роли художественного произведения, которому придавалось невероятно важное сакральное значение. Всё в живописи было направлено на то, чтобы изображение максимально приближало зрителя к невидимой сущности бытия, тому духовному, что, в принципе, нельзя выразить никакими другими способами и средствами. Канон, выработанный в живописной византийской традиции, стал тем фундаментом, на котором произрастало не только само искусство Византии, но и искусство тех стран, для которых византийская культура явилась непререкаемым образцом на долгие годы средневековья.
Нужно сказать, что все религиозные изображения занимали своё, строго регламентированное положение в пространстве храма. Об этом я расскажу в следующей публикации.
А прямо сейчас предлагаю вам посмотреть видео об иконописи на моём youtube-канале:
Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековья и Византии:
Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
Византия - государство, которого не было. Немного истории.
Литература Византии - античная форма для нового содержания.
Храм - как мир. Византийская архитектура.
Храм Святой Софии в Константинополе (Айя-София).
Византийская иконопись. Как начать её понимать.
Место живописи в византийском храме.
Византийская живопись. Чем отличаются мозаика, фреска, икона и миниатюра.
Музыка Византии на службе церкви.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.