Найти в Дзене
Акум Эксперт

Как продлить срок службы АКБ на 2-3 года

Оглавление

Назначенный ресурс свинцового автомобильного аккумулятора составляет 4-5 лет, хотя известно достаточно много случаев, когда батарея успешно отрабатывала и гораздо больший срок. Главным фактором, определяющим срок службы АКБ, является правильная ее эксплуатация. Зачастую водители сами создают условия, значительно сокращающие срок службы батареи и приводящие к дополнительным расходам.

Из-за чего возможен ранний выход АКБ из строя

По принятой на сегодняшний день теории свинцового аккумулятора, его работа связана с сульфатацией пластин. Этот процесс идет постоянно – при разряде АКБ, а так же при заряде. В первом случае сульфат свинца появляется на пластинах, снижая плотность электролита, во втором – разрушается, вследствие чего плотность электролита повышается.

Именно сульфатация пластин и вызывает быстрый выход АКБ из строя. Она приводит к уменьшению емкости аккумулятора, следствием чего станет снижение отдаваемого батарей тока и невозможность запуска ДВС.

Существует несколько причин, вызывающих повышенную сульфатацию пластин АКБ. В частности, это может быть из-за:

  1. Длительного использования недозаряженного аккумулятора.
  2. Недостаточного уровня электролита в батарее.
  3. Хранения АКБ, в том числе на автомобиле, в разряженном виде.
  4. Глубокого разряда аккумулятора.
  5. Грязи на клеммах аккумулятора, генератора, стартера, плохого контакта на массу, нарушений изоляции в соединительных проводах, коррозии проводов и контактов.
  6. Поездок на короткие расстояния с частыми остановками (так называемый "режим такси"), особенно при холодной погоде.

Несоблюдение этих простых правил и приводит к преждевременному выходу АКБ из строя.

-2

Как продлить жизнь АКБ и уменьшить свои расходы

Приводимые правила достаточно просты, соблюдать их не составит особого труда, однако это вполне обеспечит длительную эксплуатацию вашей батареи. Рекомендации изложены ниже.

Не допускайте нахождения АКБ в разряженном состоянии

Это правило особенно важно, если автомобиль остается на стоянке на длительное время. Правильная эксплуатация аккумулятора подразумевает его использование только в момент пуска или при аварийной ситуации (отказ генератора). Батарея всегда находится в режиме подзарядки, что позволяет уменьшить сульфатацию пластин.

Если по какой-либо причине произошел глубокий разряд АКБ, необходимо принимать меры по ее зарядке, в противном случае сульфатация ускорится, и емкость батареи уменьшится, как и срок ее службы.

-3

Выдерживайте правильный уровень зарядного напряжения

Генератор на исправном автомобиле должен обеспечивать при всех включенных мощных потребителях (обогрев стекла, дальний свет, работающий на максимуме вентилятор отопления) зарядное напряжение 13,9-14,4 В.

-4

При заглушенном двигателе на заряженной батарее должно быть напряжение не ниже 12,6 В. Если измеренное напряжение меньше приведенного значения, но больше 10,5 В, то значит, АКБ нуждается в зарядке. Значение напряжения меньше 10,5 В свидетельствует, что батарея разряжена.

Не допускайте длительной работы потребителей энергии при выключенном двигателе

Это приводит к глубокому разряду АКБ. Использовать этот режим можно только в аварийных ситуациях, например при отказе генератора, когда есть возможность быстро добраться до места назначения или ближайшей СТО. После такой поездки аккумулятор надо сразу же зарядить. Это позволит избежать сульфатации пластин.

Поддерживайте аккумулятор, клеммы, провода в чистоте

Грязь, образующаяся на поверхности АКБ, проводах, следы коррозии, плохой контакт проводов, болтающиеся разъемы приводят к дополнительным утечкам энергии, а значит, к ускоренному разряду или потерям при зарядке.

Контролируйте плотность электролита и его уровень

Дополнительная проверка состояния АКБ – проверка плотности электролита. Она выполняется не перед каждой поездкой, но при проведении регламентных работ, технического обслуживания автомобиля ее надо сделать. Если уровень электролита понижен и пластины находятся на воздухе, следствием этого будет ускоренная сульфатация и быстрый выход АКБ из строя.

Важно: Нельзя доливать в АКБ электролит, можно только дистиллированную воду.

Контроль плотности электролита особенно необходим во время эксплуатации АКБ зимой. Если плотность понижена, при сильных морозах это может привести к замерзанию воды и разрушению корпуса батареи.

Подготовьте батарею к зимней эксплуатации

Существующий режим зарядки АКБ в автомобиле обеспечивает ее на уровне 75% от номинальной емкости. Это производителями автомобилей сделано намеренно, чтобы избежать газообразования при зарядке и выделения водорода, что может привести к возникновению взрывоопасной ситуации. Однако изготовители аккумуляторов рекомендуют заряжать их до напряжения 16,1-16,3 В.

Поэтому желательно, особенно перед зимней эксплуатацией, снять батарею с автомобиля и зарядить ее с использованием внешнего зарядного устройства.

Правильно эксплуатируйте АКБ зимой

При пониженных температурах следует особенно обращать внимание на:

1. Режим движения. Частые остановки, движение на короткие расстояния вызывают дополнительный расход энергии АКБ и не обеспечивают ее зарядку. В результате она теряет свою емкость, и могут возникнуть проблемы с запуском ДВС, не говоря уже о сокращении срока службы батареи.

2. Следует учитывать, что зарядка осуществляется на АКБ нормальной температуры. Если она не прогрелась, то и зарядки не будет, хотя генератор и работает.

И ещё один совет от опытных водителей – зарядка аккумулятора наиболее эффективна при работе двигателя на 2000 оборотах и выше.

Заключение

Соблюдение этих простых правил не потребует много времени и усилий, но зато позволит вам избежать лишних расходов и продлит срок службы вашего аккумулятора.