Поневоле задумаешься о названии фильма. Кто такой Серафим Полубес? Уж не падший ли ангел? Не сам ли Люцифер? И о ком на самом деле идет речь в фильме? О художнике или о блуднице Михайловой? Ох, не прост, не прост был сценарист Александров! Невольно приходят на ум “Сто дней после детства”, где подлая Друбич бросает благородного Лопухина ради карьериста Лунева. Я часто люблю пересматривать старинные фильмы. Особенно нравиться мне пересматривать фильмы советские. Любые – пустые, никчемные. Как это ни странно, душа моя успокаивается, и я нахожу превеликое в сем удовольствие. Словно ты возвращаемся домой. На бороде - куски вчерашнего бекона, включаешь на пузе ноутбук и проваливаешься в знакомый, как бы настоящий мир, чешешь мозоль на пятке и лицезришь героев – до боли родных, своих, естественных.
Вот и намедни пересмотрел “Серафима Полубеса и других жителей Земли”. Как же все-таки меняется восприятие фильмов с течением лет! Это кино я впервые увидел аж в 1984 году в санатории “Нефтяник Сибири”, который распложен около Туапсе. Это был вообще первый в моей жизни авторский показ, с которым гастролировал по югам режиссер Виктор Прохоров. После показа он с группой создателей фильма устроил диспут. Буровики, тампонажники и водители “Татр” из Сургута, Нижневартовска и Радужного забрасывали его вопросами, а он отвечал. Между прочим, Прохоров поливал навозом отчего-то фильм “Мужики” и всячески нахваливал свое произведение.
Тогда в отрочестве “Серафим Полубес” мне показался лентой о радости соприкосновения с глубинкой, с родными краями. Мол, столицы и мегаполисы - есть гнездо разврата и очаг тлена, а истинная вера и блаженство приобретаются исключительно среди посконных берез, посреди деревенских баранов. Там сразу жизнь наполняется волшебным смыслом. Фильмов таких в СССР было снято несколько миллиардов. Среди самых известных: “Афоня” и “Мимино” Данелии.
Сюжет же таков: Нахапетов, который исполнят роль искусствоведа из Москвы приезжает в глубинку, дабы отобрать на выставку в Париж картины художника-примитивиста Серафима Полубеса. В общем приезжает он такой, смотрит на картины, понимает, какое он ничтожество по сравнению с русской глубинкой и в отчаянии влюбляется в соседку Полубеса Дашу Михайлову – плоть от плоти русскую красавицу и воплощение народной красоты.
Пересмотрел фильм и изумился. Тут все не так!
Но что?
Несколько слов о сценаристе фильма – Александре Александрове, соавторе такого шедевра как "Сто лет после детства”. Серафим Полубес – это же кино о том, кого выбирают подобные фемины и как они дурят голову искусствоведам и вообще всяким мужикам. Я был сражен наповал героиней Даши Михайловой. И понял, что Михайлова в “Полубесе” – есть барышня, от которой нужно бежать сломя голову. Даже под угрозой страшных пыток расстрела.
А в чем же дело?
Наивный Нахапетов, преуспевающий москвич, красавчик и бывший художник, а теперь карьерист, едок на “Жигулях”, турист по заграницам, что для 1983 года в СССР было сродни званию полковника ФСБ или депутата региональной Думы в РФ – зверски распят корыстной дамочкой.
Не прошло и получаса, как Михайлова узнает о прибытии перспективного жениха в родной райцентр. Ее скорость, эффективность и мастерство соблазнения поражают воображение. Тем более, “От людей на деревне не спрячешься”. Михайлова, не успел Нахапетов появится на местных танцульках, приглашает того плясать.
Нахапетов на раз-два попадает в сети. Несмотря на то, что Михайлова сама была инициаторам преступной связи, она словно по инструкции журнала “Коспомолитэн” начинает играть с бедолагой в кошки мышки. Она то пугает Родиона ездой на страшном мопеде, то посылает его к черту, то сразу тянет его к себе Не дает ему прохода, не отпускает ни на секунду, как бы ненавязчиво возникает из ниоткуда, когда якобы посланный уже за линию горизонта, Нахапетов хочет вернуться восвояси.
Местного же кавалера, с которым она мутила до поступления в текстильный институт в Москве, Михайлова со скоростью поносной струи сливает в унитаз. Фронтмен местного ВИА, первый парень на деревне, ничего не понимая, только шлепает губами. Год проживания в большим городе и Михайлову уже не узнать! История повторяется. Таким же ровно образом Проклова унижает свою школьную любовь в другом советском фильме “Смятение чувств”. Елена свет Проклова встречает в Санкт-Петербурге “настоящую личность”, тоже креакла, а хамовитый одноклассник полфильма бьётся головой об стену.
Никакие доводы тут не помогают. И вроде не виноват одноклассник ни в чем, а тока он за год не стал заграничным искусствоведом как Нахапетов. “Ничего не изменилось”, цедит сквозь зубы Михайлова. “Только лампочки поменяли”. В отличие от приснопамятной киноленты “Шла собака по роялю”, где комбайнер Миша колотит столичного саксофониста-вертолётчика, в александровском фильме, местная звезда поскуливая и зализывая раны убегает в бузину.
Естественно, Нахапетов, бросает картины Серафима Полубеса в мураву, выпрыгивает из поезда, ломает ноги и попадает в железные объятия Даши.
Что ждёт его в Москве? Можно не сомневаться: свадьба, переезд Михайловой из текстильного общежития и квартиру Нахапетова и развод. В столице корыстная провинциалка променяет его на начальника нахапетовского Института или известного режиссера при первой же возможности, заберет половину квартиры и алименты.