Дороги всегда были больным местом России исключительно из-за ее размеров. Даже элементарно проложить железную дорогу от Москвы до Владивостока – уже сколько железа надо! А ведь нам еще асфальт подавай...
Шутки шутками, а дороги, которые в России проложили в 19 веке, и по сей день служат по своему основному назначению – по ним ездят машины и ходят люди. А асфальт пяти- или десятилетней давности в регионах уже весь потрескался и превратился в труху, по которой со скоростью 20 км/час ползут автомобили, пытаясь не оставить по колесу в каждой яме.
На фото сверху Владимирский тракт – одна из основных дорог, связывавших европейскую часть России с Уралом. По каторжной Владимирке гнали заключенных на Урал и в Сибирь, она сыграла значительную роль в Отечественной войне 1812 года, да и сейчас чувствует себя вполне нормально.
Сегодня сохранилось несколько участков каторжной Владимирки. Те, что находятся в Москве, поддерживают в хорошем, почти музейном состоянии – это все-таки культурное наследие! А вот в соседней Владимирской области отношение к дорогам, которым скоро сто пятьдесят лет стукнет, попроще.
В деревне Старое Семеново вымощенную булыжником Владимирку до сих пор используют в качестве основной дороги, по которой ездят машины и ходят пешеходы. И ничего, за сто пятьдесят лет не выкрошилась и камни не повыпадали! А вот еще один пример дорожки-ровесницы, находящийся сегодня в отличном состоянии...
Последние несколько недель я ездил по заброшенным и полузаброшенным объектам у себя в области и наткнулся на усадьбу Приклонских-Рукавишниковых. Основана она была в конце 18 века, а современный вид как раз обрела в 19-м. С тех времен в деревне и сохранилась дорога, ведущая к барской усадьбе.
Этим камням примерно так же, как и Владимирке, лет сто пятьдесят, а состояние отличное. Конечно, не надо сравнивать ровный асфальт и дорогу из камней по комфорту езды, тем не менее по долговечности они тоже очень отличаются. Булыжник лежит больше сотни лет, и ни один камешек не выпадет, а если асфальтовую дорогу где-нибудь в регионе не ремонтируют лет десять, то получается вот такое:
По мощеной булыжником дороге 19 века хотя бы можно передвигаться на машине без опаски оторвать колесо в яме или пропороть картер. А вот если побольше поездить по дорогам местного значения, например, в Рязанской области, то сделать это будет намного проще. Тут наоборот нужно стараться, чтобы машина из такого испытания вышла в целости и сохранности, правда, получается не всегда.
И возникает логичный вопрос, который я задал еще в названии статьи: почему дороги, построенные больше ста лет назад, до сих пор в нормальном состоянии, а по десятилетнему асфальту уже ехать страшно? Варианты ответа могут быть самыми разными...