Найти тему
Владимир Пискурев

ПОЧЕМУ «КРИК» ЭТО «КРИК»?

ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ.

В огромном мире картин, есть такие, которые останавливают и я бы даже сказал – завораживают зрителя. Увидев подобные изображения, зритель, как бы замирает на месте и в его душе рождается ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Рождается чувство, окрашенное вопросами: что, как, почему, зачем, что всё это значит?

Мои размышления будут посвящены одной из таких картин, которую, и я это точно знаю - знают во всём мире. Я не боюсь так утверждать, потому что о ней столько написано, столько сказано, столько дискуссий и размышлений посвящено ей. Она известна и знаменита. И всё это потому, что она представляет не привычную - человеческому глазу картину, а изображение, придуманное художником таким, которое заставляет зрителя стоять, смотреть и думать. Вспоминаю свою первую встречу с этой картиной.

Много лет тому назад, маленьким десятилетним мальчиком, листая книгу по изобразительному искусству, я увидел её репродукцию. И со мной произошло тоже самое, что видимо, происходило со многими, увидевшими её впервые.

Нет, я не скажу, что я испугался, но я, как говорят – застыл, я не мог оторвать от неё глаз. Я не мог понять, почему этот страшный человек так кричит, почему такое красное небо, почему он стоит на мосту, почему такая тёмная река, а главное, почему изображение такое странное, такое, удивительно непонятное.

Что всё это значит? Под репродукцией я прочитал название картины: «КРИК» Эдвард Мунк. Эдвард Мунк – это художник, понял я.

Став взрослым, и работая в художественном музее, я читал размышления искусствоведов о «КРИКЕ», читал литературу о самом Мунке. Но всё это было - как бы вторичным. Первичным – была сама картина. Я понимал, что это художественное видение какого-то явления, но почему именно так, таким способом, в таком стиле?

Что побудило художника написать «КРИК» таким и почему он вызывает такое впечатление? Эти вопросы волновали меня. Всё, что читал я об этой картине у разных авторов, было мне интересно – что-то более, что-то менее. Но всё-таки, мне чего-то не хватало. Я продолжал искать это в литературе о картине и не находил. В какой-то момент я понял, что мне не хватает моего собственного понимания картины. Всё, что говорили о «КРИКЕ» другие, это было их понимание, а мне хотелось своего. Наконец мне повезло - мне подарили одну книгу.

И вот я читаю. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». ( « Белый журнал», 1895).

Этот рассказ, помещённый в этой книге, написал художник Эдвард Мунк. Прочитав это, я понял - почему появилась такая картина.

Всё, что мы видим, это порождение его фантазии, которая опиралась на то состояние, которое описывает художник в этом рассказе. Он пережил что-то такое, необычное, что позволило ему так написать - «…а я стоял, дрожа от волнения, ощущая БЕСКОНЕЧНЫЙ КРИК, пронзающий природу». Я специально выделил слова БЕСКОНЕЧНЫЙ КРИК. В них, и заключается главный художественный смысл произведения. Я подчёркиваю: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Это очень важно.

А теперь давайте размышлять.

Картина – это изображение на плоскости. Любое изображение, это некая зрительная информация. Но эта информация, родилась в голове художника. Она - его сочинение.

Видимо, когда Эдвард Мунк сочинял свой «КРИК», он опирался на те ощущения, которые испытал тогда, стоя на мосту. Возможно, всё, что он видел: природа, река, мост, фьорды, как - то подействовали на художника и он испытал, какое-то особенное состояние: ему что-то показалось, почудилось и его нервная система, как-то на это отреагировала.

Ему показалось, что всё вокруг кричит. Не в прямом смысле этого слова, а внутренне, психологически - то есть это были его, Мунка, личные ощущения. Ведь психика человека, а особенно художника - очень сложно устроена. Иногда, человек может и сам не понимать, что с ним происходит. А уж художники, это особые люди.

Ведь плакал же однажды юный Левитан, увидев очень красивый вечерний закат. И когда его друг, художник Коровин спросил: - Исаак, почему ты плачешь? - Левитан ответил: - Костя, я плачу от этой красоты, я не могу на это спокойно смотреть».

Возможно, и Мунк, испытал что-то такое, что позволило ему написать свой рассказ, а потом и картину. Он написал её такой - как мы видим и она, стала художественным достоянием, художественным явлением - то есть, очень известным в мире картин ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

Помните, я подчеркнул фразу ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Это значит, что всё, что мы видим на картине, принадлежит мыслям художника. Это значит, что Мунк сам решал, как будет выглядеть кричащий человек, какое будет небо, каким цветом, и в какой форме, будут написаны фьорды, где будут находиться фигуры его уходящих друзей и почему всё это - может вызывать ощущения чего-то громкого, кричащего, может даже звенящего. Картина «Крик», действительно, очень необычная картина.

Необычная - в том смысле, что глаза зрителя видят не столько само явление, сколько ВПЕЧАТЛЕНИЯ художника, от этого явления. И Мунк решил написать его вот таким. Так и получился его знаменитый «КРИК».

Но вы вправе задать мне вопрос: - А почему такое странное название я выбрал для статьи « Почему «Крик» это «Крик»? А потому, что я хотел показать, что картины становятся известными, иногда говорят ВЕЛИКИМИ, когда они привлекают к себе внимание, когда они производят большое впечатление на зрителя, когда о них много говорят и пишут, когда они не оставляют человека равнодушным.

Эта картина Мунка не оставляет зрителя равнодушным. Она заставляет его думать, что-то понять, почувствовать. Она призывает его к сотворчеству, она по настоящему, делает его зрителем. И в этом, главная заслуга Эдварда Мунка.