С этими трудностями сталкивается каждый коллекционер, решивший приобрести произведение заграницей, или же выбравший крупногабаритную работу, которую не увезешь в руках. Исходя из этого, Вы можете столкнуться с двумя основными сложностями: таможенный контроль и транспортировка.
1. Таможня.
Если Вы приобретаете произведение искусства не в России и хотели бы забрать его с собой - существует два пути:
а) Вывезти его, взяв с собой в обратную дорогу;
б) Запросить почтовую/курьерскую пересылку в организации продавца - галереи, антикварного магазина и проч.
В обоих случаях стоимость произведения будет задекларирована и при превышении порога стоимости на остальную сумму необходимо будет заплатить налог. Так же, при пересылке есть лимиты по весу отправления - за избыток веса Вам тоже придется расплатиться.
Кроме того, в зависимости от страны, на то, чтобы вывезти произведение искусства, нужно будет оформить разрешение. Его помогут оформить в галерее, где Вы приобретаете работу. Такая же история и вывозом из России. Специальные агентства занимаются экспертизой ценностей и выдачей разрешений на вывоз.
Но учтите, что на некоторые работы такое разрешение получить и вовсе невозможно. (В России есть 50-летний порог. Если работа старше (была создана до 1970 г.), то вывезти ее из страны будет затруднительно.
2. Габаритный/хрупкий груз.
Такая ситуация может возникнуть и при международной транспортировке, и при перевозке "произведений в соседний подъезд". Музейщики хорошо знают, что на дальние расстояния, например, возить работы довольно непросто. Скульптуры, например, упаковывают в деревянные ящики, изнутри обитые вспененным полиэтиленом, пеноплексом и паралон. Картины иногда снимают с подрамника и даже скручивают, чтобы перевозить в тубусе, но лично я так делать не советую. Старые работы более чувствительны к физическим воздействиям в силу возраста, а современные художники часто экспериментируют с красками, и стабильность красочного слоя в такой ситуации гарантировать сложно.
Помимо грамотной упаковки произведений еще немаловажными буду условия перевозки. Некоторые материалы плохо переносят резкие перепады температур.
Оба этих аспекта чаще всего берет на себя продавец, иногда запрашивая гуманную дополнительную плату. В любом случае - трудности преодолимые и если вам нравится картина или скульптура, не стоит отказывать себе в удовольствии, главное подойти к вопросу с умом!
Статья подготовлена при поддержке галереи современного искусства Арт Холдинг Татьяны Никитиной, г. Санкт-Петербург.