Найти тему
Попризанятнее

На ком основан образ Полковника - любящего отца, весельчака и всеобщего любимца с огромной дырой там, где была совесть.

Кажется, ответ скрыт в обложке? Нет.

— Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно? (М. Булгаков «Собачье сердце»)

Действительно, незачем фабриковать людей, когда есть готовые образы. В то же время, творчество - а может, и любая деятельность в принципе - основано на многообразии житейского опыта, и, если хотите, впитанного за годы контента.

В этой статье я хочу поделиться тем опытом, который повлиял на образ полковника Валерия Никифоровича Тимофеева, одного из центральных персонажей романа "Линчь" - абсурдной, черной, трагикомичной пьесы в дореволюционных декорациях нашего времени.

На подступах к черновику книги, когда я занимался записью всех подряд идей, то много читал о произведениях, которые вдохновляли меня. Одним из таких произведений была... компьютерная игра, а точнее серия игр Silent Hill, а в особенности 2, 3 и 4 части. Мне очень понравилась концепция персонажей, основанных на картах Таро.

Я решил, что колода игральных карт - это уже готовая структура для всей сетки персонажей, и 36-ти людей с лихвой хватит для любого романа. Я не ставил перед собой задачу ввести строго 36 человек, тем не менее начал формировать пул героев с верха колоды:

Скриншот из набросков идей для книги. Сюжетный спойлер пришлось замазать.
Скриншот из набросков идей для книги. Сюжетный спойлер пришлось замазать.

Можно обратить внимание, что образы пикового и трефового тузов основаны на персонажах Олега Фомина и Александра Абдулова соответственно, из сериала "Next" (2001 год, реж. Олег Фомин).

Это был лишь первый подход, чуть позже образы тузов сменились, но Полковник никуда не делся. Более того, в моей голове был четко сформирован образ этого человека. Я на 100% был уверен, кто это:

Борис Щербаков в роли полковника Бородина. Кадр из т/с "Солдаты".
Борис Щербаков в роли полковника Бородина. Кадр из т/с "Солдаты".

Да, 20 лет назад, вместе со всей страной я смотрел "Солдаты", в котором реалистично (как тогда казалось) была показана дедовщина. Так в моей голове сформировался образ полковника: высокий, стройный, седой мужик, обязательно при усах, строгий, но справедливый.

Итак, какие же произведения повлияли на "Линчь"? Компьютерная игра Silent Hill, телевизионные сериалы Next, Солдаты, а также, в какой-то мере, "Собачье сердце". Как же можно втолкать такую разнородную массу в одну посудину? Мало того, это ведь далеко не все повлиявшие произведения! Например, недавно опубликованное, 49-е явление, озаглавлено "Невозможно отказаться". Это ни что иное, как название первой миссии компьютерной игры Mafia: The city of Lost Heaven, которое само по себе является отсылкой к "Крестному отцу".

Я люблю встречать отсылки к другим произведениям в любых видах искусства. Думаю, что люди, которым интересен "Линчь" - это люди, с которыми мы "две капли разные одной воды", и им понравятся "пасхальные яйца", которые я использую.

Возвращаясь к образу Полковника, должен заметить, что когда начинаешь писать, приходится поддерживать образ, думать за него, действовать за него, однако со временем он набирает крепости, и начинает жить в полном отрыве от воли автора. Это не пустые слова, это действительно так работает. Валерий Никифорович на всем протяжении работы над книгой менялся, не потому что я так хотел, и не потому, что этого требовал художественный умысел, нет. Просто он начал жить своей жизнью. Окреп.

В моем изначальном представлении он был Валерием Тимофеевичем, и лишь когда герой потребовал фамилии, оказалось, что он Никифорович! К тому моменту уже была написана приличная часть романа. Однако, я до сих пор, готовя к публикации очередную часть, натыкаюсь на прежнее отчество.

Важно то, что по замыслу имена первых упоминающихся героев как бы вытекают одно из другого:

Здесь же вы можете отыскать явный "привет" Роману Качанову, Ивану Охлобыстину, Федору Бондарчуку и диджею Груву, которые создали замечательный фильм "Даун Хаус", оказавший невероятное и наиболее значительное влияние на всю книгу.

Меньше всего мне хотелось сходу швырять в читателя телефонный справочник, тем более, что список "Действующих лиц, трупов, их родственников и прислуги" приведен буквально на предыдущей странице. При этом сцена похорон очевидно служит знакомству с главными героями. Чтобы смягчить это знакомство, я и решил, что имена будут словно вытекать одно из другого. Теперь, при изменениях ФИО героев, мне приходится еще и переписывать начало книги.

Так Валерий Никифорович жил, развивался, все более отделяясь от моего сознания, и в какой-то момент я вдруг понял, что больше не вижу перед собой Бориса Щербакова. Я видел кого-то другого. Кого-то едва узнаваемого, человека "издалека", из давнего прошлого. Долгое время я даже не осознавал, что появилась проблема, но потом понял, что перестал видеть лицо героя, а видеть его нужно, он должен быть физически осязаем. Потратив некоторое время на раздумья и воспоминания, я понял, кого вижу.

Сотрудник госбезопасности, один из подчиненных Введенского. Кадр из т/с "Бригада" (2002 год, реж. Алексей Сидоров).
Сотрудник госбезопасности, один из подчиненных Введенского. Кадр из т/с "Бригада" (2002 год, реж. Алексей Сидоров).

Это замечательный артист, Заслуженный актер Российской Федерации, служащий ныне в МХТ им. А.П. Чехова, Анатолий Александрович Белый. В его послужном списке большое количество работ в кино и озвучке, но более всего меня заинтересовали театральные работы, участие в постановках "Белой гвардии", "Мастера и Маргариты", "Горя от ума", а главное - в современной версии романа Гончарова "Обломoff". Я увидел в этом совпадение с тем, что "Линчь" во многом вдохновлен фильмом "Даун хаус", который так же является интерпретацией классического произведения русской литературы.

Помимо этого, Анатолию много раз приходилось играть роли военных, но при этом он не стал заложником этого амплуа, оставшись востребованным в самых различных образах.

Да, человек из "Бригады" молод, лишен седины и усов, но ведь и снимали ее почти 20 лет назад. Главным было то, что в персонаже ощущалась сила и приличный жизненный опыт, скрываемые внешним спокойствием.

Анатолий с детства увлекается спортом. Он мастер спорта по акробатике и имеет навыки в фехтовании. (из биографической статьи на Википедии)

Он стройный, спортивный, и на данный момент уже подбирается к 50 годам. Это настоящий Валерий Никифорович Тимофеев, тем более что у него тоже есть младшая дочь.

Другим интересным совпадением стало то, что среди подписчиков Анатолия в Инстаграмме есть Ирина Горбачева - актриса, на чьем образе основан персонаж Катерины Тимофеевой, старшей дочери Полковника. Заметка о ней публиковалась в сентябре. Чуть позже я из экспериментально-хулиганских побуждений опубликовал от ее имени серьезную статью о пользе мягких отношений с персоналом. Меня не покидает идея публикации других "профильных" статей от лица персонажей.

Итак, как же все-таки выглядит Полковник?

Кажется, я говорю об этом так, словно вот уже завтра собираюсь ставить "Линчь" на сцене МХТ, подбираю актеров и музыку, но почему бы и нет? Роман изначально стилизован под классическую пьесу, а потому с легкостью может быть пересобран в сценарий. Во всяком случае, я планирую закончить книгу своего рода титрами, в которых покажу лица моих героев и напишу имена людей, повлиявших на их образы.

Таким образом, "Линчь" вобрала в себя значительное число самых разных, а зачастую и откровенно противоречивых произведений. Ну сами посудите: насколько далек Silent Hill от сериала "Солдаты"? К слову сказать, даже в заголовке статьи я тиснул пасхалочку для почитателей "Твин Пикса". Найдете?

Чтобы начать читать книгу с начала, перейдите по ссылке. Зачем? Это просто, это быстро и это бесплатно. Чуть позже я хочу опубликовать статью о музыке, используемой в некоторых явлениях (спасибо Дзену за такую возможность), а также локациях, используемых в романе. А то может быть, мы даже прокатимся в город, в котором происходит действие романа. Да-да, это реальное место. Заметили ли вы, что его название нигде не упоминается? Оно ожидает своего часа в самом-самом последнем абзаце книги.