Найти в Дзене
ПроФэнтези

Эпическое фэнтези

Оглавление

Эпическое фэнтези – это один из самых популярных поджанров фэнтези (особенно после успеха всем известного сериала от HBO). Его суть заключается в поиске решения проблемы, которая угрожает всему миру. Ей может стать темный властелин, злой волшебник, магическое устройство всеобщего уничтожения, конец света – в общем, что-то, после чего мир кардинально изменится не в лучшую сторону.

Такой сюжет невозможен без путешествий. Нельзя найти решение глобальной проблемы, застряв в одном месте. Поэтому квест – неотъемлемая часть сюжета в этом поджанре.

Путешествуя, герои неизбежно попадают в различные локации (порой на разных континентах, со своим природным и культурным колоритом), знакомятся со множеством второстепенных или просто фоновых персонажей. Зачастую эти персонажи становятся основными (когда автору нужно показать развитие событий там, где нет основных героев). Благодаря этому достигается эпический размах конфликта – второй яркий признак поджанра.

Обложка второй книги "Архива Буресвета" Б. Сандерсона (арт www.tor.com).
Обложка второй книги "Архива Буресвета" Б. Сандерсона (арт www.tor.com).

Эпическое фэнтези vs высокое фэнтези

Многие ставят знак равенства между эпическим и высоким фэнтези. Действительно, имеются замечательные образцы сочетания этих поджанров – например, «Колесо времени» Р. Джордана. И все же есть некоторые параллели для сравнения:

  • фокус сюжета: в эпическом фэнтези основное внимание уделяется масштабам конфликта, в высоком – выбору, который делают персонажи, и изменениям их личности;
  • количество персонажей: в эпическом фэнтези обычно задействовано множество персонажей, для высокого это далеко не обязательный признак.

Современное эпическое фэнтези сильно изменилось с тех пор, как обрело популярность благодаря публикации «Властелина Колец». Сегодня основное внимание уделяется сложным персонажам, которые морально неоднозначны, и ситуациям, которые не могут быть полностью черно-белыми. Изменились даже злодеи. Они уже не абстрактные персонификации зла по типу Саурона, но часто очень человечные, сложные персонажи с хорошо обоснованной мотивацией. В результате эпическое фэнтези стало более реалистичным, а благодаря Джорджу Мартину и вовсе превратилось в мейнстрим.

Рулад Сэнгар - император-завоеватель из "Малазанской книги павших", который везде ищет смерти, но не может умереть. Его прошлое позволяет если не сочувствовать, то лучше понять ежедневный кошмар персонажа-злодея (арт Tsabo6, www.deviantart.com).
Рулад Сэнгар - император-завоеватель из "Малазанской книги павших", который везде ищет смерти, но не может умереть. Его прошлое позволяет если не сочувствовать, то лучше понять ежедневный кошмар персонажа-злодея (арт Tsabo6, www.deviantart.com).

Основные характеристики эпического фэнтези:

  • уровень магии – в целом высокий. Большинство произведений в этом жанре наполнены магией. Герои обладают важными магическими способностями, позволяющими им бросить вызов злодею, который также имеет в своем распоряжении широкий магический арсенал, угрожающий всему миру. Есть пример эпического фэнтези с низким уровнем магии на данный момент – ПЛиО. Но более чем вероятно, что основной конфликт эпического масштаба (Лед против Огня, Иные против людей) будет решен с помощью магии;
  • глубина проработки мира – зашкаливающая. По-другому и быть не может :) В книгах эпического фэнтези часто есть список персонажей (иначе читателю крайне трудно удержать их в голове), словарь выражений на придуманных автором языках, части и главы предваряются цитатами из произведений выдуманных историков, мыслителей и поэтов – все для того, чтобы как можно глубже погрузить читателя в мир;
  • степень проработки персонажей – от умеренного до высокого. Классическое эпическое фэнтези обычно сосредоточено на конфликте, персонажам уделяется меньше внимания. Многие получают черты архетипов (наставник, принцесса, темный властелин и т.д.). Современные авторы этого поджанра стараются делать своих персонажей (даже второстепенных) более объемными;
  • уровень сложности сюжета – средний. Основная сюжетная идея – это квест с целью устранить мировую угрозу. Авторы могут добавить другие интересные линии, но от основы сюжета отклоняются редко;
  • уровень насилия – высокий. Ради эпического размаха не избежать эпических жертв :)
Джон Сноу - новый Азор Ахай, который спасет мир людей? (арт www.reddit.com).
Джон Сноу - новый Азор Ахай, который спасет мир людей? (арт www.reddit.com).

Что можно почитать в жанре эпического фэнтези?

  1. «Архив Буресвета» (Брендан Сандерсон). Здесь есть очень детальный мир: сверхъестественные бури невероятной силы, от которых прячется все живое; осколочные клинки и доспехи, которые превращают обычных людей в почти непобедимых воинов; кинематографические картинки городов и событий, которые очень легко представить перед глазами. В этом мире мы следим за приключениями сразу нескольких героев: раба, командующего армией, начинающей колдуньи. Поначалу все может показаться сложным, но оно того стоит :)
  2. «Малазанская книга павших» (Стивен Эриксон). Пожалуй, это самое масштабное фэнтези, которое мне доводилось читать. Действие происходит на нескольких континентах (причем это не предел – в мире существуют и другие материки). Среди персонажей есть представители самых разных рас – не стандартных эльфов/гномов/орков, а уникальных, наделенных своей историей и культурой. Боги не просто ходят среди смертных и используют их как пешек в своей игре – бессмертных тоже можно убить (хоть и с большим трудом), а любой достаточно сильный смертный может попытаться сам стать богом. Большой минус цикла – высокий порог вхождения. Автор не щадит читателя и сразу бросает в водоворот действий, не заботясь о пояснениях мирового расклада сил, а каждая следующая книга начинается на новом континенте с новыми героями.
  3. «Светлый Ард» (Тэд Уильямс). Состоит из двух циклов – классического эпика «Орден Манускрипта» и более современной по содержанию трилогии «Последний король Светлого Арда». Это большой, прекрасно детализированный мир, мрачный и одновременно волшебный. Здесь нет такого нагромождения имен, названий и титулов, как в предыдущем примере, поэтому вторую трилогию можно читать в отрыве от первой. Причем если в первой трилогии раса норнов казалась воплощением зла, то во второй автор раскрывает их мотивы. Не все норны хотят уничтожить людей – они вынуждены делать это из-за своей Королевы, которая ментально ими управляет. В итоге их главы стали для меня одними из лучших.
Арт Melanie Korte по циклу "Последний король Светлого Арда".
Арт Melanie Korte по циклу "Последний король Светлого Арда".

👉 Кому противопоказано эпическое фэнтези? Всем, у кого нет времени разбираться с множеством персонажей, кто устал от масштабных конфликтов, войн и т.п.

Всем остальным – вооружиться словариком, блокнотом – и вперед, на штурм очередного цикла на несколько тысяч страниц!

А еще на моем канале можно прочитать отдельные статьи о смежном поджанре - высоком фэнтези и противоположном поджанре - фэнтези героическом.

Поделитесь в комментариях, какие книги в стиле эпического фэнтези Вам понравились :)