8 ноября 2020 года в Германии прекратил существование аэропорт Берлин-Тегель. Сегодняшний мой пост будет посвящён ему. Тем более, что в 2013 году мне удалось им воспользоваться, хотя уже тогда он должен был быть закрытым. Были планы его закрыть к 2012 году. Почему этого не случилось, и вообще что это за аэропорт такой (когда-то самый удобный в мире) читайте далее.
Аэропорт Берлин-Тегель имени немецкого авиаинженера Отто Лилиенталя был рождён из-за блокады Западного Берлина в 1948 году. Тогда построили самую крупную в Европе 2,4-км ВПП и он использовался как военный аэродром французских союзников. С 1960-го стал принимать гражданские рейсы. Первым стал рейс Air France.
Символ аэропорта - гексагональный терминал и диспетчерская вышка. Весь этот комплекс строился в 1970-1974 гг по проекту гамбургского архитектурного бюро Gerkan, Marg and Partners («GMP»). M&P спроектируют потом и Шереметьево-2 в виде шестигранника, но реализуют скорректированный проект ганноверского бюро. Тогда он был признан самым передовым и удобным в мире - подъезд на пандус прямо к нужной части терминала, где происходила регистрация на посадку вашего рейса и сразу же выход на посадку в самолет через телетрап.
Все гражданские рейсы были переведены из Берлин-Темпельхофа сюда, и Тегель стал главным аэропортом Западного Берлина. После объединения Германии аэропорт принял рейсы немецких авиакомпаний.
И да! Как и Темпельхоф, аэропорт Тегель был расположен в городской черте - всего в 8 км от центра города. Представляете какая красота - садишься и смотришь в иллюминатор на центр столицы Германии!
Этим он и нравился многим: на такси 15 минут, на городском автобусе полчаса из центра.
Новый аэропорт теперь находится за чертой города. Однако к нему проложили метро и городскую электричку, так что из центра можно доехать за 40 минут.
Вы, возможно, удивитесь, но самые загруженные аэропорты в Германии - не столичные. Главные аэропорты - хабы Франкфурт-на-Майне и Мюнхен. И прямых рейсов флагманского перевозчика Германии - Lufthansa из России в Берлин последние годы вообще не существовало! Мне, можно сказать повезло - в 2013 году они были. Билет туда-обратно кстати стоил смешные 4929 рублей (с выбором горячих блюд, багажом и т.д.)
После Люфтганзы в Берлин (кроме "Аэрофлота") прямыми рейсами летали только лоукостеры, ныне не существующие - Germanwings, потом Air Berlin.
Посадка.
При посадке можно заметить старый Boeing-707 израильской компании El Al, который в 1970-х пытались захватить палестинские террористы. В 1986 году он был подарен аэропорту компанией «Боинг», и в последнее время использовался для тренировки спасателей.
А вот и терминалы аэропорта!
Изначально рассчитанный в 1974 году на 2,5 млн пассажиров в год в 2020 году он имел пропускную способность в 24,2 млн пасс/год. На момент закрытия в аэропорту действовало 5 терминалов, 15 телетрапов и 36 отдельных стоянок для самолётов на перроне. 2 ИВПП: 3023 м, 2438 м
Кстати в терминале и на его территории достаточно много скульптур. Вот например "Падение Икара" среди пивных бутылок.
Но самое главное - смотровая площадка, расположенная на крыше терминала. На неё можно попасть, заплатив 3 Евро.
Во время моего посещения стоило это 2 Евро, но автомат по выдаче билетов не работал и сотрудники нас пропустили бесплатно. Очень приятно!
Когда ещё можно сделать фотографию где припаркованные борта, те, которые толкают тягачом, рулящие по РД, заходящие на посадку и взлетающие одновременно.
Airbus-320 а/к AirBerlin.
Взлёт B-737-300 а/к AirBerlin.
AirBerlin был базовым перевозчиком аэропорта Берлин-Тегель. Авиакомпания была образована в 1978 году и являлась вторым перевозчиком Германии с флотом из более чем 130 самолётов и более 100 направлениями полётов. Исповедовала концепцию "почти лоукостера". В отличии от последних бесплатно кормила чем-то вроде сэндвичей в полёте, раздавала шоколадки, на дальнемагистральных рейсах имела бизнес-класс. Но в 2017 году она обанкротилась. А ведь новый аэропорт Берлина строился как её будущий дом...
Bombardier Dash 8 Q400 а/к AirBerlin
Airbus A319 авиакомпании Germanwings. Это классический лоукостер со всеми вытекающими, дочерняя компания флагмана Lufthansa. Я рассказывал как летал ей из Кёльна в Москву. Во время начала коронакризиса окончательно перестала существовать, но по факту уже давно слилась с более крупной дочерней компанией флагмана - Eurowings. Одной из причин в 2015 году послужил пилот-самоубийца, заперший дверь в кабину, и направивший самолёт в скалы. Все помнят ту жуткую историю, в связи с которой были введены новые правила в авиации.
Моя любимая авиакомпания Swiss. О ней я писал отдельный пост: Авиакомпания Swiss. Обратите внимание, на разметке обозначены места парковок различных типов самолётов у телетрапа, в числе которых есть Ту-154.
Lufthansa конечно летает сюда из своих хабов в Мюнхене и Франкфурте. А вот за ней виднеется ещё одна ныне почившая авиакомпания, которую в своё время купил AirBerlin - австрийская Niki. Я писал о ней отдельный пост Авиакомпания Niki.
3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)
На крыше терминала ещё одна скульптура. Изготовлена скульптура в 1983 году K. Biederbick. Называется "Старт полета вокруг Европы 1911 года в Кале: команда ждет указания пилота отпустить самолет".
Архитектурная доминанта - диспетчерская вышка, высотой 47,5 м. В 2019 году весь аэропортовый комплекс был включён в список памятников и будет сохранён. Сюда вселится кампус Берлинской высшей школы техники. А пространство аэропорта займёт технопарк, промышленная застройка и новый жилой район.
Смотровые площадки, которые есть в каждом уважающем себя аэропорту, посто раздолье для споттеров и других любящих самолёты пассажиров. Можно бесконечно смотреть на работу аэропорта. См. пост Мюнхенский аэропорт: обзорная площадка
Атмосферно.
Панорама со смотровой площадки (кликабельно!).
3D-стерео панорама (кликабельно)
Ну что ж, пора улетать!
Прощай Тегель!
31 октября 2020 года открылся новый главный аэропорт столицы Берлин-Бранденбург, построенный на базе восточногерманского аэропорта Шенефельд. Открыться он должен был ещё в 2011 году, в связи с чем закрытие Тегеля должно было произойти в 2012 года. Но в итоге новый аэропорт стал примером коррупции и скандалов. Банкротства подрядчиков, неправильно смонтированная система пожаротушения, несоблюдение строительных норм, короткие эскалаторы. Открытие много раз откладывалось, пустым поездам приходилось кататься через станции главного терминала. В общем проектировался около 30 лет, строился почти 14 лет. Теперь же стал главным аэропортом столицы Германии.
Канал Simply aviation о последних днях Тегеля. Были организованы водяные арки для всех авиакомпаний, покидающих аэропорт. "Lufthansa" пригнала сюда целый Airbus A350, а самым последним рейсом 8 ноября, стал рейс AirFrance. Авиакомпания, которая открыла и закрыла аэропорт "Тегель" для пассажирских рейсов.