Как вы знаете, мы существуем не только на Яндекс.Дзене, но и, к примеру, на Пикабу.
Там пару недель назад вокруг статьи "Как Советский Союз покупал Пепси за подлодки" возникла серьёзная дискуссия вокруг возможности самого факта продажи Советским Союзом боевых кораблей (пусть и списанных, со снятым вооружением и силовыми установками).
В качестве подтверждения данного факта мы приводили различные источники - например, сообщение в прессе, современное событию: https://www.nytimes.com/1989/05/10/opinion/foreign-affairs-soviets-buy-american.html
При этом, один пользователь активно требовал от нас предоставить в качестве подтверждения некий договор, не удосужившись уточнить, между кем он вообще заключен, где его искать и что ему вообще нужно - номер, дата, скан-копия, выписка, или что-то ещё?
Мы подумали и решили - окей, давайте попробуем?
Итак, задача: найти достаточно убедительные доказательства того, что Советским Союзом действительно был передан ряд списанной техники. Желательно - с подтверждением данного факта как Советским Союзом, так и Западом, и по возможности - с конкретными номерами судов.
Первая проблема заключалась в том, что было совершенно не ясно, кто вообще являлся сторонами данного договора. По весьма косвенным признакам можно определить, что это были советский Судоэкспорт и некая норвежская компания.
Для начала, один из авторов Cat_Cat поднял свои связи в ОСК (Объединённой Судостроительной Компании) и аккуратно уточнил, имел ли место данный факт. Ему ответили - да, имел, но шансы найти подтверждающие документы стремятся к нулю просто потому, что их нет, хотя история достаточно известная.
Хорошо.
Мы написали запросы в пресс-службу PepsiCo, и параллельно с этим предположили - а вдруг о данном событии писали и в советских газетах? И тут нам улыбнулась удача - в интернете нашлось упоминание о том, что в газете Красная Звезда в мае 1989 года выходила статья о данном событии.
Мы написали запрос в Приморскую Государственную Публичную библиотеку имени Горького о наличии таковой статьи в выпуске газеты за 19 мая 1989 года. Через некоторое время нам пришел ответ - как выяснилось, такая статья действительно есть! Правда, не за 19-е, а за 20-е мая 1989 года - мы ошиблись с датой на один день.
Фото интересующей нас статьи прилагаем.
Итак, что мы имеем? Газета "Красная Звезда", фактически опубликовала статью, в которой подтверждается факт передачи "Судоэкспортом" норвежской компании "Фрам шиппинг Бермудес" 17 списанных подводных лодок и одного крейсера. Как сделка была оформлена юридически - там не указывается, но то, что "конечным бенефициаром" была PepsiCo - хорошо описано. Более того, описанные в статье факты почти на 100% совпадают как с приведёнными в газете New York Times от 10 мая 1989 года (статья Soviets Buy American, скан также приводим), так и с приведёнными в обсуждаемой статье одного из авторов Cat_Cat.
https://www.nytimes.com/1989/05/10/opinion/foreign-affairs-soviets-buy-american.html
Также, в статье Красной Звезды приводится мнение о сделке бывшего заместителя главкома ВМФ (по тылу) адмирала В.В. Сидорова, который не только подтверждает, но и всячески одобряет обсуждаемую сделку. Но это уже детали. Более того, корреспондент газеты фактически ссылается на опубликованное в NYT интервью CEO PepsiCo Дональда Кендалла.
Мы видим, что со стороны со стороны СССР данную сделку подтверждает не кто иной, какзам главкома ВМФ адмирал Сидоров, а со стороны США — тогдашний CEO PepsiCo, причем первый делает это в официальном печатном органе своего ведомства, а второй - в одной из самых уважаемых газет США. С нашей точки зрения, вероятность того, что оба этих уважаемых господина синхронно лгут, крайне мала, а значит, факт передачи кораблей можно считать доказанным.
Остаётся вопрос с конкретными номерами переданных кораблей. К счастью для нас, всю работу уже сделал другой пользователь. В своей статье (https://pikabu.ru/story/otvet_na_post_kak_sovetskiy_soyuz_pokupal_pepsi_za_podlodki_7801570) он привёл достаточно подробный список возможных "кандидатов" на передачу. Там мы увидим, что во многих случаях, цитата: "дальнейшая судьба ПЛ достоверно не известна", и количество таких подлодок достаточно близко к количеству переданных норвежцам. Мы ещё раз выражаем признательность пользователю @Smoki77777, который убедительно доказал, что в СССР имелось достаточно списанных кораблей с неизвестной судьбой, и что нам не пришлось делать эту работу самим.Если отдельные пользователи Пикабу всё ещё с непонятной нам целью жаждут увидеть оригинал договора о передаче - предлагаю им самостоятельно обратиться в любую из озвученных в приведённой статье компаний (контакты прилагаются).
Участники сделки:Заодно узнаем, так ли сильно он им был нужен.
Email: info@sudoexport.ruАО Судоэкспорт
Сайт: http://sudoexport.ru
Телефон: 84957273052
Факс: +1 441 292 3356FRAM SHIPPING LTD
Адрес: 1st Floor, Hayward Building, 22, Bermudiana Road, Hamilton, HM 11, Bermuda
Телефон: +1 441 292 7495
С уважением, команда Cat_Cat.
Также, мы выражаем глубочайшую признательность за оказанную помощь сотрудникам Приморской Краевой Публичной библиотеки имени Горького, и лично зав. отделом хранения основного фонда Павленко Елене Леонидовне.