Всем добрый день! Снова возвращаюсь с описаниями свеженьких (и не очень) книг на английском языке)
Не знаю, как вас, а меня еще преследуют публикации, посвященные Хэллоуину – самые жуткие книги, макияж на вечеринку, подборки ужастиков. Но, если вам жуть и триллеры не по душе, предлагаю скрасить выходные за историей о любви сквозь время. Впрочем, капелька мистики там все же будет. В сентябре на зарубежные рынки вышла книга В.Е. Шваб The Invisible Life of Addie LaRue.
Спойлер: во время прочтения вам будет казаться, что где-то вы такое уже видели. Попробуем разобраться, где.
Все, о чем мечтает юная Аделин, или как она предпочитает, Адди, ЛаРю – это свобода. Девушка хочет вырваться за пределы маленького городка, в котором родилась и в котором ей суждено прожить всю жизнь, увидеть мир, людей, чудеса, чтобы потом в старости быть тем самым человеком, который травит байки на семейных сборищах. Но проблема в том, что родилась героиня в начале 18 века в семье скромного французского ремесленника. А значит, у нее есть только один возможный путь – выйти замуж, стать матерью и вести хозяйство. Может быть, идею о свободе подкинула девочке ее тетя Эстель, которую все считают сумасшедшей – ведь женщина отказывается молиться единому богу и предпочитает поклоняться «старым богам», силам природы. Отчаявшись, что единый бог не может спасти ее от ненавистного замужества, Аделин просит Эстель научить ее молиться забытым покровителям, забытым настолько, что у них даже нет имен. Единственное условие – никогда не взывать к богам после заката, а иначе откликнется что-то злое.
Поначалу схема работает гладко: стоит какому-то парню заглядеться на Адди, как она тут же произносит молитву кому-то из старых богов, и парень теряет интерес. Родители девушки только удивляются: почему же один потенциальный жених внезапно делает предложение соседке, а другой – умирает от лихорадки. Чего Аделин не учла – так это то, что у терпения ее семьи настанет конец. У нас на дворе Франция 18-го века, где 23-летняя незамужняя девушка считалась позором. Такую уже даже замуж не за кого выдать – все подходящие по возрасту кандидатуры уже пристроены. И вот, когда у одного из соседей умирает в родах жена, оставляя вдовцу трех малолетних детей, угадайте, кого ему сосватали? У нашей героини теперь нет ни единого шанса отвертеться. Все, что ей остается – под наспех выдуманным предлогом сбежать от алтаря в лес и по пути усердно молиться богам, чтобы хоть кто-нибудь ее спас. Но на беду Адди солнце уже зашло и на ее зов откликается тьма в облике мужчины из ее фантазий. Красавец с завораживающим голосом готов исполнить желание Аделин, да только вот в уплату он просит сущий пустяк – ее душу. И девушка соглашается – ведь взамен она будет свободна ото всех мыслимых оков на долгое-долгое время.
Однако у сделок с дьяволом всегда есть двойное дно. Адди не вышла замуж, избавилась от ненавистного бремени, но теперь ее никто из жителей деревни не узнает. Отец и мать говорят, что они бездетны, соседи шарахаются в сторону от девушки в порванном грязном платье, а тетя Эстель утверждает, что это ж какой глупой надо быть – молиться богам после заката. Позже окажется, что героиня потеряла не только дом и семью, но и свое имя. Она не может ни сказать, ни написать, как ее зовут, люди, едва познакомившись с Адди, ее забывают, а все написанное, нарисованное, созданное или разрушенное девушкой – либо исчезает, либо возвращается в прежний вид. Героиня становится живым призраком, не успев умереть.
Первые годы скитаний по свету Аделин вряд ли назовет удачными: без друзей, без денег, без крова, она вынуждена постепенно познавать свое проклятие. Она учится искусно воровать, жить среди жестоких людей, добывать себе пропитание и одежду, а еще – читать и писать. Девушка открывает в себе невероятную жажду к искусству, литературе, философии и путешествиям, конечно же. Раз в несколько лет, в годовщину проклятия, ей является дьявол и искушает ее сдаться, чтобы ее мучения прекратились. Спустя 300 лет, Аделин обнаруживает себя в Нью-Йорке. Живет моментом, исследует город и его жителей, с некоторыми из них проводит по несколько месяцев, каждый раз знакомясь, как будто бы в первый раз. Однажды она заходит в маленький книжный магазин, где пытается своровать потрепанную копию «Одиссеи», но ее ловит продавец – молодой парень, до ужаса похожий внешне на ее искусителя. Он позволяет Адди забрать книгу, вдохновившись ее выбором. На следующий день девушка решает ее вернуть. Вроде бы, заурядное событие – она так часто делает, пользуясь своим проклятьем. Да только вот парень ее узнает. Заинтригованная, Аделин не решается отпускать из своей жизни единственного человека, с кем не приходится знакомиться каждый раз по-новой. Они назначают несколько свиданий, и Генри все еще ее не забывает. И более того, только ему девушка может назвать свое настоящее имя. Вам тоже показалось, что здесь что-то не чисто? Чутье вас не подводит.
«Невидимая жизнь Адди ЛаРю» построена по принципу мозаики – автор перемежает события, которые происходят в настоящем (на дворе 2014 год), с прошлым героини. Иногда «флешбеки» встроены в повествование таким образом, чтобы звучать как история, воспоминания, которыми Адди делится с Генри. Молодой человек выступает в роли единственного слушателя, можно даже сказать, психолога или историка, пишущего биографию. А читатель наблюдает, как Аделин постепенно развивается и проходит путь от испуганной, немного эгоистичной мечтательницы, к мудрой и спокойной женщине, которую практически ничего не страшит. В конце концов, она нашла способ оставить память о себе – с помощью искусства, в мире нашелся человек, который ее помнит и знает ее имя, она наконец обрела дом и иллюзию нормальной жизни. Что еще ее может испугать? И в этот момент В.Е. Шваб щелкает пультом и переключает историю на повествование от лица Генри Штраусса. Парню тоже есть что скрывать. Так что, если в самом начале вам показалось, что это будет милая романтическая история в духе Hallmark, где-то в середине книги вы поменяете свое мнение.
Имя главной героини – Аделин, и ее «проклятие» – бессмертие и вечная молодость наверняка заставили вас вспомнить фильм «Век Адалин». Но несмотря на явное сходство в сюжете, в каждой из историй заложено что-то свое. Адалин из фильма сторонится людей, чтобы они не раскрыли ее секрет, но все меняется, когда она встречает человека, которому готова довериться. Книжная Адди была бы рада излить кому-нибудь душу, да только вот не может из-за проклятия. Невольно задумываешься, какое огромное значение приобретает такой сущий пустяк, как память: как приятно, когда кто-то тебя помнит, и как горько, когда родные люди тебя не узнают. Первая Адалин старательно избегает фотографирования – не дай бог где-то в истории останется ее портрет. Вторая же наоборот стремится оставить свой след на планете – что и приводит подругу Генри, искусствоведа, к интересной проблеме: как одна и та же женщина с характерными веснушками в виде созвездия, может быть запечатлена на полотнах 18, 19 и 20 века?
Несмотря на большой объем (в приложении на телефоне – около 1100 экранов, значит, книга будет примерно в 600-700 страниц), история читается на одном дыхании. Хочется побыстрее сложить мозаику под названием Адалин и понять, получится ли у нее освободиться от проклятия и обрести счастье. Правда, что такое счастье в ее понимании – вопрос сугубо философского толка.