Найти тему
Без музыки совсем не то

«Shades of Deep Purple». Середина 1968 года. Появление новой рок-звезды

В июне 1968 года неизвестная никому до этого на музыкальном небосклоне английская группа «Deep Purple» выпустила сингл «Hush», который буквально взорвал Америку. Следом за ним в США «выстрелил» и полноформатный диск «Shades of Deep Purple». Однако у себя на родине, в Великобритании, об этой будущей мировой звезде долго никто не хотел слышать

Shades of Deep Purple, 1968 г. Английский выпуск
Shades of Deep Purple, 1968 г. Английский выпуск

В мае 1968 года на рок-небосклоне появилась новая звезда под названием «Deep Purple». Вообще-то сама группа сформировалась на несколько месяцев раньше, но она называлась по-другому, потому будем считать точной датой рождения именно DP 11 мая 1968 года, когда новосозданный коллектив приступил к записи первого своего альбома – «Shades of Deep Purple».

Подробная история «Deep Purple» очень сложная, рассказывая ее, необходимо упомянуть множество самых разных групп, в которых играли ее участники до этого, но заниматься этим на страницах небольшого исследования было бы слишком накладно. Поэтому отметим только три факта:

1). Сначала группа называлась «Roundabout» и была основана барабанщиком еще одной группы неким Крисом Кертиссом, который нам не интересен, но в состав этой группы вошел органист Джон Лорд. Кертисс привлек к созданию группы профессионального антрепренёра с опытом и возможностями - Тони Эдвардса (Tony Edwards), который впоследствии стал как бы шестым участником группы до самого 1976 года. Эдвардс понимал, что в музыке начинается «брожение», и на этом «брожении» можно хорошо заработать, а для этого нужна хорошая группа. Вторым музыкантом этой будущей хорошей группы стал органист Лорд, которому было поручено набрать других музыкантов. После этого Кертисс исчез с горизонта (оказалось, что он был «наркомом Чичериным», причем в последней стадии). Таким образом Лорд из второго музыканта группы превратился в первого.

2). В декабре 1967 года Джон Лорд послал в Германию приглашение Ричи Блэкмору (по совету Кертисса, который давно слышал, что Блэкмор - гениальный гитарист), но тот начал артачиться (хорошо зарабатывал в пивных с разными группами). Однако Тони Эдвардс поманил его из Англии своей чековой книжкой, и Блэкмор все-таки приехал на прослушивание. Остановился он у Джона Лорда дома, где они познакомились, переговорили, и даже за один присест написали две песни к будущему альбому (об этих песнях – ниже). Оба музыканта были очень серьезными личностями, на том их будущий дуэт и состоялся, и дал поистине грандиозные плоды. Так что Тони Эдвардс оказался провидцем. Или просто знал хорошо людей и видел таланты, в них скрытые.

3). Оставалось найти басиста, барабанщика и вокалиста. Через группу в январе и феврале прошло несколько музыкантов, в том числе и вокалист - однофамилец фактического основателя коллектива Кертисса. Но все они не задержались надолго. Чтобы найти фронтмена, то есть хорошего вокалиста, а не просто поющего танцора, Тони Эдвардс устроил прослушивание претендентов, в числе которых оказался даже Род Стюарт, который в Англии тогда был вообще никому неизвестен, хотя имел неплохой концертный опыт. Эдвардс послал приглашение Иэну Гиллану, который тогда выпускал довольно популярные синглы в группе «Episode Six», но тот не захотел менять шило на мыло. В итоге в группе оказались вокалист Род Эванс и барабанщик Иэн Пейс, которые до этого играли в группе «Maze» и даже умудрились записать сингл. Пятым постоянным участником стал Ник Симпер, который когда-то играл с Лордом в одной группе.

Deep Purple в 1968 году
Deep Purple в 1968 году

В общем, в апреле 1968 года группа уже существовала, написала много песен и играла их на выступлениях в Лондоне и пригородах. Впрочем, Эдвардс все же вложил свои деньги в группу, чтобы организовать ей более серьезную раскрутку в виде чего-то наподобие международного турне, и для этого музыканты отправились в Данию. Правда, официально они тогда еще назывались «Roundabout», но из «зарубежных гастролей» они уже вернулись как «Deep Purple».

Кстати, по легенде, название это группе якобы предложил Ричи Блэкмор, потому что так называлась любимая песня его бабушки.

Наступила пора подумать о записи пластинки, без которой все финансовые вложения Тони Эдвардса в группу просто испарились бы. Правда, в 1968 году записаться было гораздо легче, чем через несколько лет, когда появилась большая масса рок-групп, желавших перещеголять друг друга в креативности стиля и звучания. Весь рок в конце 60-х крутился вокруг ритм-энд-блюза и психоделии. Хард-рока еще не существовало как отдельного течения, и потому «Deep Purple» приходилось определяться – куда им двигаться. Экспериментировать не хотелось, но были примеры для подражания.

В США альбом "Shades of Deep Purple" вышел 17 июля 1968 года, на два месяца раньше, чем в Великобритании
В США альбом "Shades of Deep Purple" вышел 17 июля 1968 года, на два месяца раньше, чем в Великобритании

Например, Джону Лорду очень нравилась игра американской группы «Vanilla Fudge», в музыке которой доминировали клавишные (орган), хотя и не такие виртуозные, как он представлял себе собственную музыку.

Ричи Блэкмор вырос на блюзе, но у него и в голове не было играть чистый блюз, ему гораздо ближе были Джимми Хендрикс и Эрик Клэптон с их громкими гитарными соло и «металлическими» ритмами.

Американский выпуск, стороны 1 и 2
Американский выпуск, стороны 1 и 2

Однако на этом этапе остальным троим музыкантам было все равно что играть, лишь бы у группы был успех. Таким образом изначально всю музыку определяли Блэкмор и Лорд, хотя тексты все же пришлось писать Эвансу, правда, под присмотром Блэкмора.

Так как весь материал был написан уже давно, и так же давно обкатан на концертах, появилась необходимость нанимать студию. Тони Эдвардс решил одновременно прощупывать и американский рынок, и нанял для группы продюсера Дерека Лоуренса (Derek Lawrence), у которого в США были весьма обширные связи. Тот договорился с молодым заокеанским лейблом «Tetragrammaton» (это тот самый, который чуть позже выпустил дебютный диск Джона Леннона и Йоко Оно «Two Virgins»). В самом конце марта группа собралась в студии Trident, записала демо-версии некоторых своих песен, которые сразу же были отосланы в США. Очень скоро из-за океана пришел контракт, и теперь следовало записывать полноформатный альбом, потому что был заключен еще один контракт – с британским лейблом «Parlophone».

Для записи была выбрана лондонская студия Pye Studios, где как раз в тот момент свой первый альбом записывали «Status Quo». На все про все было отведено чуть более двух суток – суббота, воскресенье и утро понедельника. Эдвардс заплатил 1500 фунтов стерлингов, и группа славно поработала с короткими перерывами на сон, обед и ужин. Музыка была записана на примитивную, хоть и довольно качественную аппаратуру, причем дублей почти не было, больше времени уходило на обсуждение записанного.

Английский выпуск на Parlophone, вышел в сентябре 1968 г.
Английский выпуск на Parlophone, вышел в сентябре 1968 г.

В субботу (11 мая) была записана инструментальная композиция «And the Address», написанная Блэкмором и Лордом еще в декабре 1967 года, и три кавера - «Hey Joe» Билли Робертса, «Hush» Джо Саута и «Help!» Леннона и Маккартни.

В воскресенье записали собственные песни - «Love Help Me» и «Mandrake Root» (тоже сочиненную Блэкмором и Лордом в первую свою встречу), но между ними была зафиксирована составная композиция из двух частей – «Prelude: Happiness» (обработка произведения Римского-Корсакова) и «I’m So Glad» Скипа Джеймса.

Утром в понедельник записали собственную песню «One More Rainy Day».

Английский выпуск, стороны 1 и 2
Английский выпуск, стороны 1 и 2

Помимо композиций, которые вошли на альбом, также была записана и типично хард-роковая композиция «Shadows», опубликованная только много лет спустя на сборнике «The Anthology» (1985 г.). В какой день эта композиция записывалось – история до нас не донесла.

Интересный факт: песню The Beatles «Help!» планировалось записать в быстром темпе, как и оригинал. Однако Дерек Лоуренс сообщил, что по конъюнктурным соображениям лучше всего начинать раскручивать группу не в Европе, а в США. Именно поэтому он посоветовал записать битловский хит не в стиле «битлов», а в тягучем стиле «Vanilla Fudge», которые незадолго до этого влетели в американские чарты с битловским же кавером «Ticket to Ride», тоже замедленным и затянутым до полной неузнаваемости. Его поддержал Джон Лорд, который буквально боготворил эту американскую группу. Вот так практический английский рок-н-ролл и превратился в лирическую американскую балладу.

Этот вариант «Help!» планировался группой для сингла, но американцы рассудили иначе – они поставили на сингл «Hush», и он, выйдя в июне 1968-го, выстрелил так, что мгновенно очутился в списке Billboard Hot 100 аж на 4-м месте – невиданный успех для молодой, к тому же не американской группы! Сингл быстро продался тиражом 200 тысяч экземпляров, и это предопределило успех всего альбома «Shades of Deep Purple», который вышел 17 июля и быстро добрался до 24-й позиции – еще один рекорд!

Глядя на успех сингла и альбома в США, британский лейбл «Parlophone» выпустил сингл «Hush» в 20-х числах июля в Великобритании, но он, как и подозревал Лоуренс, не стал таким популярным, как в Америке. Именно поэтому выход альбома на родине группы был отложен аж до сентября. За это время группу пытались раскручивать в Англии даже через телевидение, но британские рокеры на нее никак не реагировали. Многочисленные концерты проваливались, никто «Deep Purple» не интересовался, фунты стерлингов в кассу не текли. И поэтому музыканты в полной мере оценили предусмотрительность Дерека Лоуренса, который с самого начала ориентировал группу на США.

Ошеломительный успех дебютного альбома в Америке предполагал и такой же успех и гастролей в этой стране. Так оно впоследствии и оказалось. В октябре 1968 года «Deep Purple» отбыли в США и получили там все, на что рассчитывали. А пока они ждали этого тура, записали в августе второй альбом - «The Book of Taliesyn», который писался уже конкретно для американского рынка. В Великобритании он был выпущен почти через год после записи, в конце июня следующего, 1969 года, когда первый оригинальный состав группы практически прекратил свое существование.

Но это уже совсем другая история.

ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ ~ ЧИТАТЕЛИ И ПОДПИСЧИКИ!

С 13 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА Ю-МАНИ НЕ ПРИНИМАЕТ ЗАРАБОТАННЫЕ НА ДЗЕН ДЕНЬГИ ОТ НЕРЕЗИДЕНТОВ РФ. PAYPAL НЕ ПРИНИМАЕТ ТОЖЕ.

ПОЭТОМУ Я ЖИВУ ТОЛЬКО С ВАШИХ ПРЯМЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ НА МОЙ КОШЕЛЕК Ю-МАНИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ МНЕ РЕГУЛЯРНО ГОТОВИТЬ НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАНАЛА.

ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ!

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Deep Purple In Rock, 1970 г. Некоторые подробности записи этого эпохального альбома

«Machine Head» ~ третий шедевр Deep Purple, ставший всемирным рок-эталоном

Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»