Найти тему
ЭКСКУРС TV

Кинотеатр: Жестокий романс

Разбираем шедевр Эльдара Рязанова

Режиссура или игра актёров великолепна, как всегда. Впрочем, в рязановской постановке иного и быть не могло. Сложно представить, что бы актёры в его фильмах откровенно "лажали", чего, увы, нельзя сказать о современных режиссёрах и их поделках.

Эльдар Рязанов, режиссёр. Фото Газета.Ру
Эльдар Рязанов, режиссёр. Фото Газета.Ру

Некоторые критики восприняли картину в штыки и назвали её самым неудачным фильмом Рязанова. Не согласен. Любовные треугольники вообще классический приём в литературе и кино. Кто уж только его не использовал. И Дюма, и Драйзер, и Достоевский, и Островский, да много кто ещё. И здесь Островский (а фильм снимался по его «Бесприданнице») использовал этот затёртый сюжет, но при этом наделил своих героев такими противоречивыми чертами, что диву даёшься.

Плакат к фильму «Жестокий романс»
Плакат к фильму «Жестокий романс»

Главный вывод – в этом фильме нет ярко выраженных отрицательных и положительных героев. Каждый из них подл и благороден одновременно. Да, герои Михалкова и Мягкова явно антагонируют  друг другу, но я не могу отдать свою симпатию чётко одному из них.

Кадр из к/ф Жестокий романс. Никита Михалков в роли Паратова
Кадр из к/ф Жестокий романс. Никита Михалков в роли Паратова

Барина Сергей Сергеевич Паратов Михалкову удался блестяще. Может быть потому, что сам Михалков оказался с душком? Гениальный в прошлом актёр сегодня лишился передачи и эфирного времени на госканале - это постараться надо. Вот он и постарался в своём Бесогоне с конспирологическими теориями. Точнее, перестарался. А ведь умным дядькой был...

В Паратове сочетаются штрихи истинно русского благородства с какой-то немужской подлостью. Широкие поступки у него чередуются с мелкими подлостями, позёрством и клоунадой. Стремление возвеличить себя часто переходит в стремление самоутвердиться за счёт других. Гусарская удаль и смелость (на коне в ресторацию, стрельба по часам в руках) чередуются с низостью и эгоизмом (обед у Карандышева и бегство с Ларисой).

Я допускаю мысль, что Паратов – натура страстная, и всё это есть проявление этой натуры, где недостатки становятся продолжением его достоинств, но именно недостатки этого человека и того круга, в котором он вращается и который поддерживает в нём эти недостатки, и приводит к тому финалу, который мы видим.

Как мужчина я не могу представить себе, что смог бы поступить так с женщиной. Использовать женщину, зная, что она любит тебя, для удовлетворения своей сиюминутной страсти, обрекая её на погибель, зная устои общества и зная, что не собирался предлагать этой женщине ничего серьёзного…

Зная, что в твоём случае – это страстишка, а в её случае – настоящее чувство… Я пересмотрел фильм недавно практически заново (отрывочный просмотр в нежном возрасте не в счёт), и до последней минуты не знал ни сюжета, ни финала. Но на протяжении всего фильма не верил в искренность чувств Паратова. Я чувствовал в нём охотника, который, убив очередную жертву, тут же о ней забудет. И не ошибся.

Кадр из к/ф Жестокий романс.
Кадр из к/ф Жестокий романс.

Не лучшим образом выглядят и друзья Паратова – купцы Кнуров и Вожеватов. С одной стороны Кнуров – степенный, почтеннейший купец с огромным состоянием, резкими, но верными и точными суждениями. А Вожеватов – молодой и успешный коммерсант «новой волны», принятый в обществе, ироничный, честный и даже чуткий.

Кадр из к/ф Жестокий романс. Виктор Проскурин в роли Вожеватова
Кадр из к/ф Жестокий романс. Виктор Проскурин в роли Вожеватова

Но финальная сцена, где они разыгрывают Ларису как вещь, на 99% уверенные в своей правоте и в том, как она себя поведёт (в чём они, кстати, не ошиблись), расставляет всё на свои места. Вся их честность, благородство, ирония и величие разлетаются в пух и прах за те две минуты, пока зритель созерцает сцену розыгрыша «поездки в Париж», когда на монетке Кнуров выигрывает Ларису у Вожеватова, точно та не живой человек, а бессловесная скотина.

Лариса поначалу вызвала во мне сочувствие, и держала в таковом положении до конца фильма, но и она, как это сейчас модно выражаться, «слилась». Выбор, у неё, конечно был не велик – ей предстояло сделать классический выбор между тем, что легко (стать «вещью» Кнурова) и тем что правильно (выйти таки за Карандышева и вернуться в дом). Она свой выбор сделала. Решив стать вещью, она так и не стала ею.

Кадр из к/ф Жестокий романс. Андрей Мягков в роли Карандышева
Кадр из к/ф Жестокий романс. Андрей Мягков в роли Карандышева

Где-то на просторах интернета мне попалось мнение, что, мол, Карандышев – жертва и страдалец. Что, дескать, как любой маленький человек в России, он болезненно самолюбив и вечно вынужден страдать (тут, видимо, отсылка к гоголевским «Носу» и «Шинели»). Но, почему-то, я в нём страдальца не разглядел.

Человек может быть ничтожным в смысле должности и положения, но душа его может быть чистой и благородной, а образ мыслей быть выше того положения, которое он занимает. Кант, конечно, говорил, что бытие определяет сознание, но сознание, на мой взгляд, также способно переформатировать бытие.

Кадр из к/ф Жестокий романс. Александ Панкратов-Чёрный в роли Семёновского
Кадр из к/ф Жестокий романс. Александ Панкратов-Чёрный в роли Семёновского

И в этом смысле мне гораздо ближе утверждение Достоевского, что всё, что есть в человеке хорошего или плохого – идёт от самого человека, от души его, сердца, мыслей, но никак не от среды, в которой он рос. Хотите подтверждения? Вспомните русскую эмиграцию во время гражданской и в первое десятилетие после неё. Дворяне, князья, графы и графини вынуждены были работать дворниками, подёнщиками, официантами, пойти в услужение гувернантками и кельнерами. И что, они стали менее благородны? Их образ мыслей потерял ширь и глубину?

Иными словами, можно быть благородным дворником, а можно гопником-президентом. Поэтому я Карандышева страдальцем не считаю. Не верил я, как не верил в любовь Паратова, в его искренность. В это его «вечное российское страдание маленького человека». И опять же, не ошибся.

Кадр из к/ф Жестокий романс. Лариса Гузеева в роли Огудаловой
Кадр из к/ф Жестокий романс. Лариса Гузеева в роли Огудаловой

В конце фильма он, поняв, что «его» женщина уходит от него в мир больших денег, а не в его конуру, он стреляет в неё. Допустимо ли для человека любящего такое? У Карандышева, чтобы сохранить лицо, было два варианта: либо таки взять в жёны Ларису, либо отпустить её. Ни того, ни другого.

Не имел он права морализаторствовать и назидать, и уж тем более мстить тем господам, которые «увели» у него Ларису. Попытка представить себя благородным мстителем и мудрым назидателем в то время, когда женщине была нужна жалость и мусжкое плечо пусть маленького, но любящего человека, привели к тому, что отвратили её от Карандышева окончательно и решили её судьбу.

кадр из к/ф Жестокий романс
кадр из к/ф Жестокий романс

Фильм, словно весы, качает симпатии зрителя от одного героя к другому, и в результате застывает где-то посередине. На этих весах лежат несколько мыслей. Первая: не бывает абсолютно хороших и благородных и абсолютно плохих и подлых людей. Каждый человек есть набор черт характера и мыслей, как положительных, так и отрицательных. А уж какую сторону ему проявлять – это уже вторая мысль.

Вторая мысль о том, что человек не щепка в реке, а существо, которое в состоянии сделать осознанный выбор и просчитать его последствия . И отсюда следует третья мысль, о том, что делать выбор можно разумом, а можно чувством, но в любом случае – это будет только твой выбор, и пенять за его результаты ты будешь только на себя.

Кадр из к/ф Жестокий романс.
Кадр из к/ф Жестокий романс.

Далеко не всегда выбор разума случается удачнее выбора чувством. Другой вопрос, что раз выбрав чувством, нужно активно подключать разум, что бы ты сам и тот, кого ты выбрал, не разочаровались в своём выборе.

И, наконец, мысль четвёртая: человека нельзя воспринимать как некий абсолютный объект, наделённый только достоинствами или наоборот, состоящий из одних недостатков. Я задумывался об этом не раз и мне отрадно, что я нахожу отражение своих мыслей в русской литературной классике.

Кадр из к/ф Жестокий романс
Кадр из к/ф Жестокий романс

Если ты любишь человека, то любишь его всего, со всеми его достоинствами и недостатками. Любовь не может жить по принципу «тут смотреть, тут не смотреть, тут рыбу заворачивали». Не может она быть избирательной. Это не демократия, где у тебя есть право выбора. Вернее оно есть, но когда ты свой выбор сделал, когда уже полюбил, глупо начинать сетовать и ругать человека за то, какой он есть, если ты сначала за то, какой он есть, его полюбил.

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях