Старинные замки, сырые пещеры, окровавленные кинжалы, завывания ветра, кости, черепа, загадочные голоса и шорохи, таинственные обеты, ведьмы и призраки, семейные тайны и полночные убийства… Если подобные элементы — именно то, что вы ищите в книгах, поздравляем: вы — фанат готических романов. К счастью для вас, этот жанр, появившийся в XVIII веке, отнюдь не канул в прошлое: он трансформировался в неоготику и обрел значительную популярность в наши дни. Кейт Мортон, Сара Уотерс, Джоан Харрис, Маргарет Этвуд, Дэн Симмонс, Мэри Стюарт и Кэтрин Уэбб создают великолепные романы с готической атмосферой и мрачными сюжетами, разворачивающимися в современных или неовикторианских реалиях. О таких книгах мы и поговорим сегодня.
Готический роман — это произведение, основанное на смутном ощущении ужаса, романтическая мрачная проза с вкраплениями сверхъестественного, фантастики и мистики. Этот жанр переживал расцвет в британской литературе XVIII века и является предтечей современных ужасов. Обязательные элементы такого жанра — семейные проклятия и привидения, тайны прошлого, загадочные приключения, мрачные локации, душевные страдания главных героев и смертельная опасность. Мастерами готического романа (и рассказа) прошлого считаются такие писатели, как Анна Радклиф, Мэри Шелли, Мэтью Грегори Льюис, Эдвард Бульвер-Литтон, Марджори Боуэн, Джозеф Шеридан Ле Фаню, Брэм Стокер, Вальтер Скотт, Эдгар Аллан По, Роберт Льюис Стивенсон, Чарльз Диккенс, Генри Джеймс, Уилки Коллинз и другие.
Возникшая в конце эпохи романтизма неоготика сменила готическое и викторианское направления в литературе и удивительным образом соединила в себе разнообразные элементы, пришедшие из других литературных эпох: Средневековья, Просвещения, романтизма и, если говорить о литературе XX-XXI веков, постмодернизма. Современные авторы нередко обращаются к этому многогранному жанру, и их произведения пользуются большой популярностью.
Акцентируя внимание на внутреннем мире человека, его индивидуальности и свободе мысли, неоготическая литература затрагивает ряд современных социальных проблем: ответственность за свои поступки, одиночество и стремление сохранить индивидуальность в хаотичном социуме. Характерным примером такого жанра в наши дни является роман Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», а также книги американки Ширли Джексон — романы «Призрак дома на Холме» и «Мы всегда жили в замке». Также классикой неоготики считается самая известная книга Дафны Дюморье — «Ребекка». Сегодня же мы поговорим о других достойных представителях этого необычного жанра и начнем с октябрьской новинки от Кейт Мортон, чьи неоготические романы «Когда рассеется туман», «Забытый сад» и «Дочь часовых дел мастера» являются международными бестселлерами.
Далекие часы
Кейт Мортон
Лондон, 1992-й год. Мать Эдит Берчилл — молодой женщины, работающей редактором в небольшом семейном издательстве, — получает таинственное письмо, отправленное во времена Второй мировой войны. Их отношения никогда не были близкими, и Эди шокирована эмоциональной реакцией матери. Та объясняет, что в детстве, когда шла война, ее эвакуировали в Кент. Там она попала под покровительство трех сестер, которые жили в величественном родовом замке Майлдерхерст.
На этом внезапная откровенность матери закончилась, однако любопытство Эди от этого разгорелось еще сильней. По странному стечению обстоятельств, несколько месяцев спустя Эди возвращается с рабочей встречи и оказывается… в деревне Майлдерхерст. Замок сразу очаровывает ее, и Эди вспоминает, как однажды, когда она была еще совсем малышкой, мать привела к воротам роскошного поместья.
«Простите, что я впала в романтическое настроение — привычка, приобретенная за годы, когда я с фонариком читала романы XIX века, пока родители были уверены, что я сплю».
Героиня обнаруживает, что замок Майлдерхерст некогда был домом автора ее любимой детской книги, и что его младшая дочь сошла с ума, оставленная женихом. Эди импульсивно решает остаться в деревне на ночь, а на следующий день отправляется в замок и знакомится с одной из тех сестер, что некогда приютили ее мать…
Маленький незнакомец
Сара Уотерс
Как и произведения Кейт Мортон, все романы ее соотечественницы Сары Уотерс можно отнести к жанру неоготики. Наиболее примечательна в этом плане ее экранизированная история под названием «Маленький незнакомец».
Классическая английская история с привидениями разворачивается в обветшалой усадьбе Хандредс-Холл, претерпевающей не лучшие времена: изысканный парк зарос, а половина некогда роскошных комнат закрыта наглухо. Что в них таится? Это и предстоит выяснить главным героям — стареющей миссис Айрес, пленнице ускользающего былого стиля жизни, ее незамужней дочери и искалеченному на войне сыну, а также юной служанке по имени Бетти и доктору Фарадею, который запутался в хитросплетениях истории обитателей Хандредс-Холл, полностью перевернувшей его представления о реальности. Разумеется, не обойдется и без призрака…
«Американец купит любую старую деревяшку, если ему сказать, что она из Арденнского леса или на нее чихнул Шекспир».
Джентльмены и игроки
Джоан Харрис
Этот роман от автора культового «Шоколада» перенесет вас в элитную английскую школу Сент-Освальд с мистической атмосферой: пропахшие мелом классные комнаты, каменные башенки и горгульи на крышах, старинная библиотека с тысячами пыльных томов, извилистые закоулки и коридоры, идеально подстриженные лужайки… Это место всегда славилось безупречным порядком и исключительным благонравием. Трудно даже представить, что здесь может произойти нечто дерзкое, возмутительное, вопиющее. Однако именно это и происходит. Начинается все с едва заметных мелких недоразумений, но постепенно события нарастают, как снежный ком. Против школы Сент-Освальд исподволь ведется тайная война, которая вскоре приведет к ее полному разрушению. И никто не знает, что корни происходящего уходят в прошлое, когда глубоко страдающий ребенок твердо решил отомстить этому проклятому месту за свое унижение.
«Одним махом ворвался октябрь, и вдруг наступила осень. Я люблю осень. Напряжение, рык золотого льва на задворках года, потрясающего гривой листвы. Опасное время — буйная ярость и обманчивое затишье; фейерверк в карманах и каштаны в кулаке. Осенью я ближе всего к тому мальчику, каким был, и ближе всего к смерти».
Друд, или Человек в черном
Дэн Симмонс
Этот таинственный роман Дэна Симмонса — автора знаменитой фантастической эпопеи «Гиперион» — представляет собой выдуманные мистические приключения двух классиков британской литературы — Чарльза Диккенса и Уилки Коллинза — в Лондоне и его окрестностях. Вас ждут туманные трущобы, тайные подземелья и опиумные притоны, фамильные склепы и фантазии о самом знаменитом незавершенном романе в истории литературы — «Тайне Эдвина Друда» Диккенса.
«Ни одному человеку не дано знать до поры до времени, какие в нем таятся бездны».
9 июня 1865-го года Чарльз Диккенс, самый знаменитый писатель в мире, путешествуя на поезде со своей тайной любовницей, попадает в железнодорожную катастрофу, после чего становится совершенно другим человеком. Встретив на месте аварии кошмарного незнакомца, представившегося Эдвином Друдом, Диккенс начинает вести двойную жизнь и интересуется растворением тел в негашеной извести и захоронениями в склепах. Что это — исследовательская работа для его нового романа, который, как мы знаем, окажется последним, или нечто более зловещее? Именно этими вопросами задается Уилки Коллинз, выступающий ненадежным рассказчиком в романе Симмонса «Друд, или Человек в черном».
Наследие
Кэтрин Уэбб
Это дебютный роман англичанки Кэтрин Уэбб, пишущей в жанре неоготики. Главные героини книги под названием «Наследие» — Эрика и ее старшая сестра Бэт — приезжают в родовое поместье в Уилтшире, которое досталось им после смерти бабушки. В детстве они проводили тут каждое лето до тех пор, пока необъяснимым образом не исчез их двоюродный брат Генри...
«Кое-какие детали навсегда останутся в прошлом — потому-то оно так манит нас своими тайнами. В наши дни едва ли кто-то сможет вот так уйти в небытие — слишком уж подробно сейчас все фиксируется, любая информация заносится в память компьютера. Куда меньше шансов сделать потрясающее открытие. Оставить что-то в тайне сейчас почти невозможно, и все же такое тоже случается».
Стортон-Мэнор — большой старинный особняк и надежный хранитель семейных тайн — погружает сестер в воспоминания об их последнем лете в Уилтшире, и Эрика пытается понять, что же на самом деле произошло с Генри. Постепенно сквозь провалы времени начинают проступать события давно минувших дней: наследие прошлого, странным образом определившее судьбу героев.
Она же Грейс
Маргарет Этвуд
В этом мрачном романе лауреат Букеровской премии Маргарет Этвуд предлагает свою версию истории о самой известной, реально существовавшей канадской преступнице Грейс Маркс.
23 июля 1843-го года в Канаде произошло кошмарное преступление, до сих пор не дающее покоя психологам и криминалистам. Служанка Грейс Маркс обвинялась в крайне жестоком убийстве своего хозяина и его беременной любовницы-экономки. Грейс была необычайно красива и очень юна — ей не исполнилось еще и 16 лет. Дело осложнялось тем, что она сама предложила следователям три различные версии убийства, тогда как ее сообщник — лишь две. Но он отправился на виселицу, а ей почти всю жизнь предстояло провести сперва в тюрьме, а затем и сумасшедшем доме, потому что адвокат сумел доказать присяжным слабоумие и невменяемость своей подопечной.
«Люди говорят: “сошла с ума”, будто безумие — это сторона света, как запад, например. Словно безумие — другой дом, в который как бы входишь, или совершенно чужая страна. Но когда сходишь с ума, никуда не деваешься, а остаешься на месте. Просто кто-то другой входит в тебя».
Грейс Маркс вышла на свободу 29 лет спустя. Но была ли она поистине безумна? Чей пагубный дух вселился в ее тело? Кто она — злодейка и искусительница, зачинщица преступления и подлинная убийца? Или же невольная жертва, принужденная угрозами к молчанию?..
Подлинная личность исторической Грейс Маркс до сих остается загадкой, лоскутным одеялом, облаком домыслов и сенсационных спекуляций. В 2017-м году канал Netflix выпустил одноименный мини-сериал по роману Маргарет Этвуд «Она же Грейс».
Терновая обитель
Мэри Стюарт
В романах известной британской писательницы Мэри Стюарт изумительным образом сочетается интеллектуальный детектив, мистический триллер и романтическая история. Книга «Терновая обитель» — не исключение.
У главной героини — Джили Рэмси — с детства были причины верить, что ее любимая крестная, тетя Джейлис, немножечко колдунья, ведь ее редкие появления всегда были такими чудесными… Получив в наследство от тети дом в Уилтшире, Джили обнаруживает в своем новом владении комнату, где хранятся сушеные травы и какие-то снадобья, и получает послания от крестной, которые приносят голуби. Девушка узнает, что в деревне ее тетушка слыла ясновидящей и знахаркой. Проще говоря — ведьмой.
Правда это или нет — никто не знает, однако во сне Джили летает в лунном свете и видит загадочную сцену у древнего святилища друидов. Неужели вместе с домом тети ей передались по наследству и способности к ворожбе, или добрая фея-крестная пытается указать девушке путь к ее счастью?
«Произведения литературы полны “роковых женщин”, но ведь есть и “роковые мужчины” — хотя это куда более редкие птицы. И горе впечатлительной одинокой молодой особе женского пола, встретившейся с ним».
Другие хиты, проверенные временем, читайте в сервисе электронных и аудиокниг ЛитРес со скидкой 30%. Поймите, почему эти книги любит весь мир!
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!