Дисклеймер
Автор не преследует цели оскорбительного или провокационного характера. Статья является выражением личного мнения автора в контексте геймплея конкретного игрового продукта. Автор не стремится задеть чьи-либо чувства, и не призывает к этому окружающих. Еще раз - речь в статье идет о конкретном игровом продукте и его выдуманном мире. С этой точки зрения автор просит отнестись к статье как к обсуждению именно выдуманной разработчиками игры истории. Дальнейшие же размышления автора являются его личным мнением непосредственно в рамках этой истории.
Предисловие
Давно хотел приобщиться к новому творению от Obsidian. В общем и целом я с большим удовольствием играл в их предыдущие проекты. Были, конечно, вопросы ко второй части Pillars of Eternity. Но и ее я прошел с неподдельным интересом. Хотя к концовке игра откровенно сдулась.
Признаться честно, я не очень люблю шутеры. И даже ролевая составляющая не могла перевесить мое заранее скептическое отношение к игре. Да еще и совершенно новая история. В космосе. От Obsidian. Явно какой-то подвох.
Но поигравший в The Outer Worlds друг порадовал тем, что в ней есть механика замедления времени. По сути, некий аналог системы VATS из последних одиночных Fallout. Как раз то, что нужно таким криворуким стрелкам как я.
Но, как водится, он добавил и ложку дегтя в свое описание игры. В The Outer Worlds сложно поверить в происходящее. Практически на всех ключевых должностях находятся женские персонажи. Мужчинам же отведена роль или невзрачных и податливых истуканов, или отрицательных персонажей. Играть в "симулятор матриархата" ему не хочется, и игру он забросил (это он еще не играл в The Last of Us II).
А мне стало интересно насколько же все это соответствует истине. Я зачистил местный торговый хаб, расположившийся посреди космоса на корабле "Первопроходец", и уже могу сделать некоторые выводы по этому поводу.
Всем привет, друзья. С вами Эклипс. Поехали.
Матриархат в играх на примере "Первопроходца" из The Outer Worlds
Для описания происходящего я воспользуюсь известными стадиями принятия неизбежного. Причем слово "неизбежное" как нельзя кстати характеризует то, что в любом случае будет происходить и уже происходит с игровой индустрией. Я говорю о постепенном вытеснении из игровых продуктов классических атлетического телосложения героев мужчин/женщин, и добавление, скажем так, большего разнообразия.
Не буду вдаваться в сюжет и механику игры - это тема для отдельного поста. Кратко охарактеризую сам "Первопроходец", что бы было более понятно в каких реалиях происходят события. Корабль, как я уже и сказал выше, является независимым торговым хабом в отдаленной от Земли колонии. Когда-то он был первым кораблем, на котором прибыли поселенцы в эту часть космоса. В дальнейшем власть в колонии постепенно перешла в руки корпораций, фактически поработивших население. Осталось лишь несколько в этом смысле свободных точек, среди которых и "Первопроходец".
А теперь перейдем к сути.
- Отрицание
Изначально мне показалось, что приятель ошибся. Ну да, прослеживается в игре тонкой нитью тема с простаками-мужчинами и дальновидными женщинами. Но ничего особенного в этом я не заметил. Вполне обыденная ситуация и для реальной жизни. Что уж говорить о компьютерной игре с фантастическим сюжетом.
Я очень тепло отношусь к женскому полу. Потому когда мне дали в напарники симпатичную девушку-механика, то играть стало еще интереснее. Позже к команде присоединился и местный викарий, ведущий себя несколько странно.
А потом я по сюжету покинул Эджуотер и отправился на "Первопроходец".
- Раздражение
И вот здесь-то игра и показала мне все то, о чем мне рассказывал друг. Я на вскидку не вспомню всех ключевых персонажей, но поверьте мне на слово - 90% это представительницы прекрасного пола. Давайте по порядку. Мужчинам же отведена роль либо негодяев, либо откровенно отталкивающих личностей.
Главная на корабле, разумеется, женщина. Насколько я понял ее правая рука - женщина. Угадайте кто является начальником охраны всего корабля? Бармен в местной забегаловке, глава "черного рынка", главврач корабля, глава полулегальной группировки по "отжиму" чужих кораблей... И это только те, кого я сходу могу вспомнить. Настоящее царство матриархата, выглядящее излишним навязыванием непонятно чего.
Ну хотя бы кого-то можно было сделать суровым дядькой, который бы действительно смотрелся угрожающе на своей позиции. Например, главу "черного рынка". Ведь вовлеченность в игру таким образом была бы выше. В историю хотелось бы верить. Нееее.
Какие же роли отведены мужчинам на корабле? Один из них является лидером маргиналов, обосновавшихся в одном из отсеков корабля. Там же они занимаются выращиванием грибов для сомнительных целей. Сам же персонаж представляет из себя неинтересную, полоумную мишень для плазменной винтовки игрока. И даже применение красноречия в диалогах не делает этого персонажа интереснее.
Другой же является представителем всемогущего альянса корпораций, которого искренне ненавидит весь корабль. Да и сам по себе он довольно неприятен. По сути, разработчики всеми диалогами с остальными персонажами на корабле подталкивают игрока к негативу в отношении к этому утрированному капиталисту. Ну и в сухом остатке есть обезличенные грузчики, охранники. Такое себе.
А на десерт The Outer Worlds приготовила особый сюрприз. Оказывается, что девушка-напарник из самого начала игры начинает недвусмысленную переписку с главой "Первопроходца" (напомню, глава корабля - женщина). И просит нас сыграть роль своеобразной свахи в этом представлении. Нет, диалоги прописаны очень качественно. Ее волнение, неуверенность. Но, знаете ли, это уже перебор. Я ничего не имею против подобных отношений. В конце концов, личное дело каждого. Но на фоне всего вышеописанного, и в контексте такой излишней концентрации спорных решений в рамках одного корабля... Очень странно, Obsidian. И очень, хм, не в тему что ли.
Сперва это дико раздражает. Не самим фактом засилья женщин на управляющих должностях. Поймите меня правильно. А тем, что ломает твои ожидания от игры. The Outer Worlds пытается заигрывать с ретро футуризмом, с отсылками к космическим сериалам прошлого. И вот в этом всем хочется видеть героев, расставленных в этом отношении соответствующе. Но этого нет.
- Торг
Но проходит буквально полчаса игры и все твое раздражение замыливается тем, что игра-то на самом деле отличная. Стрелять интересно, диалоги классные. Хочется узнавать историю дальше. И в итоге ты приходишь к тому, что указанные недостатки можно и проигнорировать.
С другой стороны, потерялось некоторое первое очарование от игры. Ты ожидал чего-то про космос, приключения, закрученные любовные линии, когда вы с ней/с ним (кому как нравится) вместе отстреливаетесь от мародеров. Хотя и был предупрежден, да и подсознательно понимал и до этого, что ничего подобного, скорее всего, не будет. Немного обидно, но ты все же переходишь к следующей стадии.
- Принятие
Ну и пусть, что игра не оправдала ожиданий в плане опасных и брутальных мужчин - лидеров подпольных организаций. Пусть вместо седобородого и харизматичного капитана корабля у нас женщина-механик в грязном комбинезоне. Пусть.
На своем "Первопроходце" они могут заниматься чем им вздумается. И назначать на руководящие посты кого угодно. У меня есть свой корабль с верной командой, впереди у которой полные опасностей приключения. Пора проучить корпорации и покрыть себя славой, весть о которой дойдет до самой Земли.
P.S: Очень надеюсь, что в дальнейшем подобными ходами игра меня удивлять не будет. Хотя, похоже, я уже заранее готов смириться и с таким разочарованием - игра пока выглядит добротной. На всякий случай повторюсь: именно в конкретном случае подобный подход разработчиков является неприкрытой фальшью, в которую не хочется верить. Ведь столько возможностей добавить в игру образы действительно сильных женщин, персонажи которых не выглядели бы так откровенно навязанными.
А на этом у меня все. С вами был Эклипс. Играйте в хорошие игры.