В Вильнюсе я был несколько десятков раз, однако до второго по величине города Литвы не добирался вплоть до декабря 2019 года.
Из поезда Москва – Калининград в Вильнюсе пересел на новенькую двухэтажную электричку ŠKODA. Именно такие составы полностью заменили старые электрички рижского производства в Литве, в то время как некоторые дизель-поезда советского времени еще в ходу. Пассажиров было немного, и поездка прошла весьма комфортно.
На вокзале Каунаса пассажиров встречает информационная табличка, сообщающая что отсюда «советские оккупанты массово отправляли в ссылку жителей Литвы».
Вокзал Каунаса очень чист, но крайне малолюден: в расписании лишь пригородные поезда плюс несколько раз в неделю ходит дизель в Польшу по новопостроенной дороге Rail Baltica стандартной европейской колеи.
По проспекту Витовта двигаюсь в сторону старого города. В парке Рамибес расположилась каунасская мечеть. Она была построена в 1930 году и является единственной кирпичной в Литве.
Главная улица Каунаса – аллея Лайсвес, что переводится как Аллея Свободы.
На ней расположен собор Святого Михаила Архангела. Построенный в конце XIX века как православный, в 1919 году он стал костелом. В советское время в соборе располагалась художественная галерея витража и скульптуры. Сейчас собор принадлежит католикам.
Старый город Каунаса гораздо меньше вильнюсского по размерам, в нем почти нет туристов.
В отличие от многонационального Вильнюса, на улицах которого часто слышишь русскую и польскую речь, Каунас можно назвать мононациональным городом – более 93% его населения составляют литовцы.
Погуляв по старому городу, я отправился к Каунасскому замку. Он построен около места слияния Немана и Вилии (Нериса) и впервые упоминается в летописях в XIV веке. Неоднократно разрушался и восстанавливался. Сейчас в замке работает музей «Каунасский замок», филиал исторического музея города.
Впрочем, если вы любите путешествовать и много где побывали, замок вас вряд ли удивит. В отличие от фуникулеров, коих в городе два. Они были построены в 1930-е годы, когда Каунас являлся столицей Литвы. В 1992 году оба фуникулера были отреставрированы и стилизованы под довоенную пору. Фуникулер Жалякальнис ведет из центра города к костелу Воскресенья Христова, а Алексотас дает возможность подняться на смотровую площадку, с которой открывается панорамный вид на старый город. На нем я и прокатился.
Длина фуникулера составляет всего 142 метра, рядом с ним находится дублирующая маршрут лестница, так что практической транспортной функции Алексотас не несет. Об этом рассказал и обслуживающий фуникулер молодой человек. Он обратился ко мне на английском языке, сообщив, что сразу узнал во мне туриста: местные жители фуникулером не пользуются. Заплатив 70 центов, я стал единственным пассажиром Алексотаса.
Нагулявшись по старому городу Каунаса, я собрался в музей Чюрлениса, однако он по причине рождественских каникул был закрыт. Судя по отзывам посетителей, музей действительно хорош, так что есть повод вернуться в Каунас.