Государственная Третьяковская Галерея была задумана русским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832 – 1898) – большим патриотом и любителем искусства. В конце 1850 -х годах он решил создать первый в России общедоступный музей. Третьяков писал:«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, пренесущего многим пользу, всем удовольствие»
Более тридцати лет, он неукоснительно шел к намеченной цели. Когда в 1892 г Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве, оно насчитывало уже около двух тысяч произведений практически всех выдающихся мастеров русского искусства 19 столетия. Это был настоящий музей национального искусства, с большой полнотой и в лучших образцах отражающий его историю и его современность.
15 августа 1893 года «Московская городская галерея имени братьев Третьяковых» была торжественно открыта. В каталоге, изданном тиражом пять тысяч экземпляров было указано, что галерея имеет 22 зала, в которых размещены 1276 картин, около 500 рисунков, 10 скульптур русской школы – коллекция Павла Михайловича и 84 картины и рисунка иностранных живописцев, собранных Сергеем Михайловичем.
Третьяков придавал большое значение чисто музейной работе. С большим вниманием относился к составлению первого каталога созданного им музея. Переживал вкравшиеся ошибки, хотя и сознавал, что при первом опыте они неизбежны.
Первые приобретения П.М. Третьякова – девять картин неизвестных авторов голландской школы, написанных масляными красками. Позже побывав в Петербурге, и ознакомившись с очень хорошей коллекцией русских картин, директора почтового департамента Ф.И. Прянишникова, решительно отказывается от идеи собирать картины иностранных художников.
Приобретая картины, Третьяков часто советуется с В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, П.П. Чистяковым, но не боится остаться в своем мнении в одиночестве. Любя природу, Павел Михайлович питал особую слабость к пейзажам. В его коллекции представлены работы Ф.Я. Алексеева и С. Ф. Щедрина. Классики и романтики – они тяготели к лирико-поэтическому истолкованию пейзажного образа. П.М. Третьяков внимательно следил за ростом мастерства И.И. Шишкина и старался покупать его лучшие вещи. Первой картиной художника, приобретенной П.М. Третьяковым, стала замечательная работа «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869).
По этому поводу художник написал коллекционеру: «Я очень рад, что картина моя попала к Вам, в такое богатое собрание русских художников»
В собрании ГТГ находятся картины, с которыми Шишкин выступил на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 – 1872 годах: «Вечер» (1871) и «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872)
Хвойный лес выступает как символ красоты и мощи родной художнику природы Елабуги. Шишкин показывает природный мир как целостность, взаимосвязь всех его компонентов – неба и леса, птиц и животных. В этой картине впервые появляются медведи, которые предвещают тему «Утра в сосновом лесу».
В 1892 году приобретен поэтический пейзаж «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф». (1891)
Выставки передвижников Третьяков всегда смотрел по нескольку раз. Переживая неудачи художников, радовался интересным работам, оценивал, как смотрятся отобранные им в мастерских картины среди других. Иной раз покупал то, о чем прежде не заговаривал. Долго ходил среди полотен, возвращаясь ко многим заново. Разглядывал их вдумчиво, сосредоточенно, сначала вблизи, потом отходя на несколько шагов и вновь приближаясь. В 1873 году Третьяков купил картину Куинджи «На острове Валааме».
Она появилась впервые на академической выставке 1873 года. Но Третьяков узнал о ее существовании еще до того, как художник закончил полотно. Сообщил о картине И.Е. Репин, который в это время, как и Крамской, уже начал активно помогать Третьякову в его делах – информировал, консультировал.
«Есть еще пейзаж у Куинджи, - писал он в январе 1873 года коллекционеру.Картина представляет суровую северную природу. Гранитная плоскость освещена лучом холодного солнца; даль картины – лес над небольшой рекой и водоросли тонут во мраке под густыми тучами»
Третьяков все больше пополнял галерею произведениями молодых художников, понимая, что их творчество – новый этап в развитии русской живописи. Одно за другим появляются у него в 1888 – 1890 годах «По реке Оке» Архипова , «Свежий ветер. Волга", «Ветхий дворик. Плес» Левитана, «Сиверко» И. Остроухова – произведения глубоко лирические.
Так писал о Третьякове критик В.В. Стасов в газете «Санкт – Петербургские ведомости»: «Чего не делают большие общественные учреждения, то поднял на плечи частный человек – и выполняет со страстью, с жаром, с увлечением, и что всего удивительнее – с толком. В его коллекции, говорят, нет картин слабых, плохих, но чтобы разбирать таким образом, нужны вкус, знание. Сверх того, никто столько не хлопотал и не заботился о личности и нуждах русских художников, как господин Третьяков». Это было одно из первых печатных признаний огромных заслуг великого коллекционера.
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Всем добра и искусства!