Ты стоишь посреди шумной улицы, закрыв глаза…вокруг мелькают автомобили, оставляя за собой как кометы хвосты….еще выдох и время замирает и как будто в фильме, разбивается в полете на частицы. Ты видишь воздух в мельчайших подробностях, лица прохожих, еще невыраженные эмоции, застывшие в их лицах… и стоишь на месте, ибо открывшая тебе пронзительно чистая субстанция, заставляет оставаться на месте и ждать продолжения. Ты стоишь в восхищении и слышишь стук сердца…но не своего. Ты чувствуешь пульс города, видишь линию его жизни, как на ЭКГ…ты настолько ощущаешь себя здесь и сейчас, что даже запах выхлопных газов кажется неповторимо приятным, копченым…ты открываешь глаза и возвращаешься к реальности…
Это могло бы стать сценарием какого-нибудь меланхоличного фильма…или впечатлением от дня, когда ты во Владике, а время замерло и вокруг нет машин. Кажется фантастичным! Но вот, я иду по Светланской улице и она пуста. Как будто наступил апокалипсис, в котором исчезли все автомобили и город вновь стал принадлежать людям.
«Город без автомобилей. Город для людей»- именно под таким лозунгом и проходил этот день во Владивостоке 12 сентября 2020 года. И пусть всего на несколько часов и только часть одной из главных улиц города была перекрыта, Светланская улица как одна из транспортных артерий города, подчеркнула определенный символизм акции.
Обрадованные такой свободой люди, гуляли по середине проезжей части, ездили на велосипедах, рисовали на асфальте, танцевали сальсу и бачату, участвовали в интерактивах. Организаторы устроили кукольный театр для детей и концерт, где выступали юные артисты. В воздухе витал праздник, везде по асфальту перемещались воздушные шары, играла музыка.
Событие проводилось с целью привлечения внимания общественности к проблеме нешуточной автомобилезации города. Слышала, что здесь в некоторых семьях и по 2 автомобиля на, примерно, 600 000 жителей.
Меня, конечно, впечатлила парковка в 2 и даже 3 ряда при том, что даже не все оставляют номер телефона. Даже если захочешь выбраться, не сможешь:)
По моим данным, такая ситуация с автомобилями сложилась по нескольким причинам:
1. Плохо спроектированная транспортная сетка, из-за которой ожидание транспорта и большой пассажиропоток в нем, вынуждают людей искать иные способы добраться до места
2. Отсутствие выделенных полос для такси и общественного транспорта, что опять же ведет к пробкам
3. Ремонт дорожного полотна, местами затянувшийся ремонт, ведущий к сужению проезжей части и как следствие, к пробкам. В этом случае на общественном транспорте будет добраться на работу проблематично.
4. Недостаточная транспортная доступность некоторых районов
5. Деятельность, связанная с постоянным перемещением по городу
6. Просто любовь жителей города к комфорту.
Это проблема не только Владивостока. Проблема парковки, пробки…все это делает жизнь автомобилистов города непростой. Но, городу некуда расширяться, и получается, что комфорт одних должен ущемить интересы других. Приоритет здесь у машин, а не у пешеходов. Все возможные в городе свободные места перепроектируются под парковку. Это как данность того, что здесь вот так. Даже не знаю, если бы с общественным транспортом все было бы хорошо, пересели бы владельцы машин на него или нет. Думаю шансов мало. А пока на стареньких корейских автобусах, единственном трамвайном и троллейбусном маршруте, оставшихся в городе, ездят те, кому о машине и мечтать не приходится.
И, чтобы как-то позитивно закончить эту статью…
Хочется верить, что никакие трудности города не заставят людей нарушать простые человеческие правила уважения автомобилистов к пешеходам и пешеходов к автомобилистам. Неважно едешь ты в своем новеньком автомобиле или выходишь из старого, дымного автобуса, все мы остаемся людьми. И если не мы друг к другу лицом-то кто?