Есть вопросы, ответы на которые не всегда знают взрослые и опытные сотрудники. А вот задают их обычно дети! Так родилась серия диалогов о фирме: деньги, продукт, конкуренция и ресурсы компании. Простые истины, добытые собственным опытом.
День первый. Деньги и продукты.
- Папа, а где ты берёшь деньги?
- Я их зарабатываю.
- А как ты их зарабатываешь?
- Я делаю свою работу, которую наша фирма общими усилиями команды превращает в продукт. Этот продукт покупают наши клиенты и платят за это нам деньги. На часть этих денег мы покупаем материалы, из которых делаем эти продукты, и оборудование, на котором мы делаем эти продукты. Часть денег идет на аренду помещений, в которых мы работаем. Ещё на электроэнергию, канцелярию, телефонную связь – все это продукты других фирм. Часть денег идёт на налоги в государственную казну и фонды, из которых платят бабушке пенсию, строят школы, платят зарплаты учителям и врачам и даже президенту, военным и полиции, которые обеспечивают безопасность нашей страны. Часть идёт в фонд оплаты труда фирмы, из которой и платят мне зарплату. То, что остается, является прибылью фирмы, часть которой идёт на развитие, а часть распределяется между инвесторами и акционерами этой фирмы. Я понятно объясняю?
- Да, а ты можешь больше зарабатывать?
- Могу, но для этого нужно производить больше продукта и продавать его дороже, чтобы выросли доходы фирмы и вырос фонд оплаты труда. А для того, чтобы продавать его дороже, нужно, чтобы он обладал уникальными качествами и был востребован на рынке.
- А что значит уникальные качества и востребован на рынке?
- Давай об этом я расскажу тебе завтра.
День второй. Конкуренция и ресурсы.
- Привет! Итак, я обещал тебе рассказать, что значит уникальные качества продукта и востребованность на рынке. Это значит, что потребитель хочет купить именно этот продукт и жить без него не хочет или не может.
- Ну так сделайте больше такого продукта и получите больше денег.
- Тут не все так просто, на рынке есть конкуренция.
- А это кто?
- Это что. Конкуренция — это взаимоотношения фирм, где они меряются силой (ценностью) своего продукта перед потребителем - покупателем. И чем больше ценность продукта, тем выше его цена и больше его продаётся на рынке.
- А как увеличить эту ценность?
- Есть несколько путей, и в идеале нужно идти сразу по всем.
- Как это? Нельзя же идти по трём дорогам сразу.
- Согласен, если смотреть на путь, как на дорогу. Но в бизнесе можно использовать сразу несколько путей одновременно. Ты же можешь сейчас есть суп, разговаривать со мной, смотреть по сторонам, а ещё и ногой качать.
- Я могу ещё и мультик смотреть!
- Так и в бизнесе. Надо постараться сделать все, чтобы продукт фирмы становился постоянно лучше и желаннее для потребителя.
- Так делайте его лучше и желаннее.
- Но для этого фирме нужны ресурсы.
- А что такое ресурсы?
- Ресурсы – это деньги, оборудование, материалы определенного качества, люди, их знания, умения и время. И чем больше этих ресурсов у фирмы, тем она сильнее, а значит способна сделать свой продукт лучше, продать его больше и дороже.
- А что такое материалы определённого качества?
- Давай об этом я расскажу тебе завтра.
Продолжение следует..
Прочитать еще 3 диалога с дочкой можно в блоге.