Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"Не беспокойтесь. Мой тоже долго молчал, а потом как прорвало" - почему не всегда стоит верить подобным утверждениям?

Что поистине меня удивляет в людях, так это разное понимание фразы "Ребёнок не говорит". Казалось бы, чего уж проще? Не говорит - это не говорит. Но некоторые родители со всей серьёзностью рассказывают:"А вот мы сидели этак до 4 лет и ничего страшного - Вася молчал, а потом ка-а-ак заговорил". Начинаешь расспрашивать и часто выявляются факты, которые лично на меня, маму ребёнка с тяжёлым нарушением речи, действуют как озверин. Оказывается, что "неговорящий" Вася плюс-минус:

  • Имел много звукоподражаний "в тему" (не холостых выкриков без значения);
  • Мог говорить отдельные слова;
  • Даже мог иметь простые фразы, типа "мама дай пить";
  • Его понимали по тычкам и немому театру - не было нужды использовать речь и делать её понятнее и богаче.
Кстати, бедная речь в 3-4 года тоже не есть хорошо - это типичное проявление задержки речевого развития (ЗРР). Это НЕ диагноз (в международной классификации болезней его нет), но это маркер, что ребёнок задерживается в речевом плане по сравнению с нормой. В зависимости от причин ЗРР может как иметь реальные последствия (последующие проблемы с устной и письменной речью), так и вообще никак не отражаться на ребёнке. Диагностировать и заниматься этим должны соответствующие специалисты.

Вот тут я действительно поняла, что для некоторых родителей/родственников, пока ребёнок не начнёт цитировать Пушкина, не скажет без запинки что-нибудь вроде "Бронетранспортёр", не будет развёрнуто и без ошибок рассуждать, он будет неговорящим. И этим "Вот мой не говорил, а потом как заговорил!" такие люди, имевшие на самом деле пусть даже плохо, но говорящих детей, будут сбивать с толку других, в то время как неговорящий ребёнок это в прямом смысле "ребёнок совсем НЕ говорит", а не говорит не так много и хорошо, как хочется взрослым.

В результате на эту утешающую удочку нередко попадаются родители тех малышей, которые могут иметь реальные речевые проблемы, но наслушавшись позитивных рассказов, сядут ждать у моря погоды, упуская драгоценное время.

ВАЖНО: всегда есть свои сроки, когда что-то становится критичным. Например, молчание в 2-2,5 года это не хорошо, но неврологи считают, что речевые зоны мозга зреют до 3-3,2 лет, то есть, безречие тут не так критично, при условии, что в остальном развитие ребёнка полностью соответствует норме.

То ли дело в 4-5, а иногда и в 6 лет, продолжать искренне верить, что как-нибудь в один момент ребёнок проснётся и давай говорить сразу много и без дефектов. Такое, наверное, тоже бывает, но из серии один на миллион. Поэтому, когда возраст ребёнка движется к 3 годам и даже уже немного перевалил за этот рубеж, уместно не слушать сказки про "неговорящих" соседских детей, а обратить внимание на своего ребёнка - не упускаете ли вы чего-нибудь, всё ли в порядке.

Настоящее проблемное "не говорит" выглядит так (симптомы могут +/- варьироваться, но общая картина более-менее одинаковая):

  • Рот постоянно приоткрыт, может быть сильное слюнотечение (ориентироваться на этот симптом нужно у ребёнка не младше 2 лет, при условии, что нет прорезывания зубов и проблем с аденоидами);
  • Плохая мимика, лицо напоминает маску;
  • Долго ребёнок может только мычать - "ммм";
фото из открытых источников
фото из открытых источников
  • Произвольная речь ограничена начальными многозначащими слогами (например, "ко" - это и кошка, и конфета, и курица в зависимости от контекста) и словами с повторяющимися слогами (обычно это мама/папа/баба). Причем даже эти зачатки речи появляются поздно - ближе к трём годам;
  • Может случайно произносить разные звуки и даже простенькие слова, виртуозно закручивать язык, но делает это всё непроизвольно - по собственной воле или по просьбе повторить не сможет;
  • Не может сложить губы трубочкой, чтобы подуть;
  • Долго давится твёрдой пищей и имеет упорные проблемы с жеванием;
  • Не было лепета или его было очень мало.

Такие звоночки говорят о тяжелом нарушении речи, которое не может быть преодолено без вмешательства хороших специалистов и системной коррекции.

Для сравнения: у моего ребёнка сенсомоторная алалия, которую мы начали исправлять ещё в 1,5 года. Сын сказал первые корявенькие слова только в 4 года. Чтобы вызвать у него даже тот уровень, который некоторыми родителями считается "не говорит", у меня ушла куча денег, несколько лет лечения у невролога (лекарства+физиотерапия), логосад и систематические занятия дома, работа с детским психологом и логопедом.
Сейчас Лёве почти 6,3 и работы с речью ещё на 3-4 года вперёд, так как нарушения при алалии очень стойкие. Таким образом, получится, что только в 9-10 лет в лучшем случае дефекты речи наконец-то будут преодолены до конца (и то не факт). То есть, даже при таком раннем вмешательстве на отвоёвывание ребёнка у данного нарушения у меня ушло очень много времени.

Что происходило бы, если бы я слушала сказки про "неговорящих" детей, я даже думать не хочу. Если коррекция начата поздно, она может затянуться на более долгий срок, так как наиболее благоприятным для становления и коррекции речи и психики является именно возраст ДО 5 лет.

Всё потому, что детское развитие в каком-то роде напоминает молодые деревья - легко вырастить ровное дерево, дав ему опору ещё на стадии неокрепшего саженца. И куда сложнее выправить деревья с уже закостеневшими стволами. Так и здесь - если поздно начать, то придётся уже не только корректировать основные нарушения, но и исправлять всё, что за это время неправильно сформировалось.

Кроме того, усиливаются риски сохранения дефектов: если к 11-12 годам речь сохраняет грамматические дефекты, с вероятностью 99.9% она такой останется навсегда, так как в этом возрасте завершается развитие речевых зон левого полушария. Кстати, именно поэтому, считается, что полностью овладеть иностранным языком без ошибок в грамматике и акцента могут только дети до подросткового возраста.

Поэтому нужно в первую очередь трезво оценивать ситуацию и ориентироваться именно на своего ребёнка, а не соседского, особенно учитывая, что некоторые откровенно неправильно трактуют фразу "ребёнок не говорит" и могут, пусть не со зла, а по незнанию, но вводить в заблуждение остальных родителей.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Можно ли заметить нарушения развития (аутизм, алалию, ЗПР) ещё до года?

Развивающие игрушки и пособия на 2-3 года, если пирамидки и сортёры уже покорены

"Избирательный контакт" - про элективный мутизм и его отличия от алалии, аутизма и шизофрении