Когда Энгр прислал "Купальщицу Вальпинсона" или "Большую купальщицу" (1808) из Рима в парижскую Академию изящных искусств в качестве отчета о своей стажировке, ее подвергли резкой критике, еще бы - "Ню", да в бытовом жанре (считается, что Энгр - пионер в этой области).
Но именно в Италии художник создал свои, едва ли не самые совершенные, изображения обнаженной натуры.
Для него, как и для многих других мастеров, НАГОЕ ЖЕНСКОЕ ТЕЛО БЫЛО ВОПЛОЩЕНИЕМ КРАСОТЫ, а ей Энгр служил самозабвенно и подвижнически в течение всей жизни.
Как ни в одной картине этого круга художник достиг здесь УДИВИТЕЛЬНОЙ ГАРМОНИИ ПОРАЗИТЕЛЬНО ЖИВОГО ВОСПРИЯТИЯ НАТУРЫ И ВОПЛОЩАЮЩЕЙ ЕГО СОВЕРШЕННОЙ ФОРМЫ.
Уверенный мягкий контур охватывает фигуру, изображенную со спины словно одним непрерывным движением. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней - кажется, что до хруста белоснежная простыня веет прохладой и помнит тепло бархатного тела героини.
"Сам Рембрандт позавидовал бы янтарному цвету этого бледного женского стана" (братья Гонкур).
И тут нам в полной мере "раскрывается" СПИНА, очарование мелодичных линий которой изящно подчеркивает мягкие, округлые, элегантные формы девушки.
❗ЭНГР ВОСПЕВАЕТ КРАСОТУ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВО НАГОЙ ЖЕНСКОЙ СПИНЫ.
Причем его красота почти целомудренна - она чувственна, но не сексуальна. СПИНА становится тем местом, где обитает ЖЕЛАНИЕ, а не похоть.
Ведь что такое нагота? Нагота - это обнаженная натура, а не просто голая фигура без одежды.
Героиня Энгра не раздета, но РАЗУТА.
И тогда СПИНА становиться СТИХИЕЙ ЧУВСТВЕННОСТИ, преподнесенной не как порок, но КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ.
И, кажется, время замерло на полотне. Но мы слышим журчание тонкой струйки воды из открытого крана в ванной (внизу слева). И девушка, грустно склонив голову, слушает этот плеск, и помнит о memento mori, о том, что время - безжалостный спутник жизни, и о том, что все проходит, в том числе молодость и красота.
ГРУСТЬ ВСЕХ ДЕВУШЕК СКОНЦЕНТРИРОВАНА В ЭТОМ ИЗЯЩНОМ, СОВЕРШЕННОМ СТАНЕ СПИНЫ.
И чудиться немного романтизма в энгоровской классической, замершей без движения, прелести нагого женского тела.
Советую прочитать - Поговорим о красивой живописи. И именно о живописи.