Найти тему
Говорящие цифры

Счастливы ли россияне?

Несколько лет назад была популярной тема об индексе счастья. Тогда говорили, что жители скандинавских стран самые счастливые в мире. На этом фоне было написано много книг, в оборот вошло выражение «хюгге», заимствованное у датчан.

Конечно, россияне никогда не входили в список особо счастливых, но стало интересным узнать, насколько изменилось самочувствие наших сограждан на фоне текущих и прошлых событий.

Оказывается, ВЦИОМ регулярно проводит опрос населения на эту тему. Насколько можно доверять этим данным – вопрос спорный, но все же, думаю, на его результаты можно обратить внимание.

Результаты опроса по уровню ощущения счастья

Вопрос для населения звучал следующим образом: «В жизни бывает всякое – и плохое, и хорошее. Но если говорить в целом, счастливы Вы или нет?». На этот вопрос можно было выбрать только один ответ: определенно да, определенно нет, скорее да, скорее нет, затрудняюсь ответить. Исходя из совокупности ответов был рассчитан общий индекс счастья.

Как видно из графика, за последние 12 лет население в целом стало чувствовать себя счастливее.

Результаты опроса ВЦИОМ по уровню счастья
Результаты опроса ВЦИОМ по уровню счастья

Характерны следующие моменты:

  • Кризис 2008 года: В 2008 году индекс счастья еще на достаточно высокой позиции – 62 п., а в 2009 – 2011 году индекс счастья падает до 40 – 50 п.
  • Кризис 2014 года был слабее, чем в 2008 году, поэтому существенных колебаний здесь не наблюдается, но тем не менее, если в сентябре 2013 года индекс счастья составлял 66 пунктов, то ноябре 2014 года уже 59 п.
  • И, наконец, 2020 год. Не берусь утверждать, но думаю, что по уровню катастрофических последствий, в частности экономических, 2020 год даст фору многим из уже прошедших кризисов. Однако пока его влияние на уровень счастья не столь значительно, как можно было бы себе представить.

Результаты опроса по уровню оптимизма / пессимизма населения относительно будущего

Пожалуй, более точно текущие настроения россиян характеризует другой опрос, проведенный ВЦИОМ.

Этот опрос показывает, какие ожидания наши граждане связывают с текущим экономическим кризисом.

Вопрос звучал следующим образом: «Точки зрения по поводу экономического кризиса в нашей стране разные. Как Вы считаете самые тяжелые времена мы уже пережили, переживаем сейчас или они еще впереди?» Также, как и в предыдущем опросе возможно было выбрать только один вариант ответа.

Индекс оптимизма был рассчитан исходя из совокупности ответов и трактуется следующим образом: значение «-100» - наихудший показатель, «100» - наилучший показатель, «0» - баланс оптимистических и пессимистических ожиданий.

Теперь внимание на графики.

Результаты опроса ВЦИОМ по уровню оптимизма
Результаты опроса ВЦИОМ по уровню оптимизма

За последние 4 года наблюдений наши сограждане не отличались особым оптимизмом, но 2020 год, безусловно, рвёт в этом отношении все предыдущие. В апреле 2020 года 72% опрошенных были уверены, что худшее еще впереди (и были правы), в сентябре 2020 года за этот ответ проголосовало только 60% опрошенных. И в то же время 15% населения полагало, что неприятности уже позади (сентябрь 2020 года), то есть ожидания сентября 2020 года чуть выше, чем ожидания апреля 2020 года. Этот факт я могу объяснить только том, что в сентябре мы еще не видели ноябрьскую статистику по ковиду.

Отсюда антирекорд социальных потребительских ожиданий фиксируется в апреле 2020 года – (-) 81 п. А ведь еще в мае 2017 года он составлял (-)35 п.

Выводы

Какие выводы и прогнозы можно сделать на основании этих данных?

  1. Корреляция между экономической (и не только) ситуации в стране и самоощущениями населения определенно есть. В то же время это скорее отражается в уровне пессимизма / оптимизма относительно будущего, а не в уровне ощущения счастья.
  2. Скорее всего, индекс счастья населения в течение ближайшего года будет снижаться.
  3. Индекс оптимизма тоже вряд ли будет расти.

Да, выводы вполне очевидные и нехитрые. Однако, эти цифры помогают нам уловить общие тенденции, и еще раз убедиться в том, что счастье не измеряется экономическим кризисом, по крайней мере будем на это надеяться.