Найти тему
ЯМАЛ-МЕДИА

Календарь кочевника. Зима снега

Фото: Сергей Зубков/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Сергей Зубков/АНО "Ямал-Медиа"

Ровную гладь ямальской тундры укрывает покрывало первого белого снега – сыра, отсюда происходит и само название первой зимы северных кочевников – сырэй. Зима приходит в сентябре-октябре – так значится во всех ненецких календарях, и всегда это время связано с гоном у оленей. Самцы начинают свои сражения, показывая самкам силу и привлекая их. Именно в этот период олени становятся комолыми – всё стадо за зиму должно сбросить старые рога.

Оленьи рога для ненцев это одна из ключевых ценностей. Их часто изображают в народных узорах. Особой гордостью для оленевода и украшением стада является менаруй– самый крупный самец с огромными ветвистыми рогами. Но еще больше внимания уделяется рогам, как предмету культа. Например, для постройки «чума бога» – ненецкого святилища, используют оленьи головы только с целыми рогами, сломанные недопустимы. Да никто и не оставит их просто так валяться в тундре, пастухи обязательно соберут рога в одну большую кучу.

Фото: RRS/Shutterstock/Fotodom
Фото: RRS/Shutterstock/Fotodom

В ноябре, когда происходит гон у дикого оленя, северные кочевники начинают охоту на них, ведь неодомашненные животные представляю опасность для стада – слишком уж силён дикарь и может нанести вред домашнему оленю, который сбросил рога и выбился из сил.

Параллельно с этим у ненцев стартует промысел на пушного зверя. Удивителен тот факт, что ноябрь считается самым холодным месяцем. Именно в это время и идёт добыча тёплого меха. Большую ценность для кочевников представляют полярные лисы – песцы. К ноябрю они уже успели сменить свою шубку на белоснежную, и теперь практически сливаются с окружающим пейзажем.

В зиму снега ненцы уходят вместе со стадом с просторных летних пастбищ и оказываются в лесах. Эта местность не очень комфортна для северян, возможно из-за того, что движется аргиш (караван, состоящий из оленьих упряжек – прим. автора) теперь еще и по земле другого северного народа – ханты, да и лес густой.

Фото: Сергей Зубков/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Сергей Зубков/АНО "Ямал-Медиа"

В целом у ненцев есть схожесть в языке между словосочетаниями густой лес, тёмный месяц и подземный мир. Все они в себе содержат слово пэвдя – тёмный. Густой лес таит в себе много опасностей, но самую явную из них представляет бурый медведь. Согласно ненецким поверьям, в лесах Ямала живёт Семидетная медведица Cи’ив-Нютя Варк. Она является предводительницей всех бурых медведей, и тревожить ее не стоит. Поэтому в лесу принято вести себя тихо, без лишнего шума и криков.

Световой день в ноябре короткий и тьма царит над ямальской тундрой. Этот месяц еще называют малым тёмным месяцем. Вместе с декабрём они образуют пару тёмных лун – два долгих месяца, когда солнце лишь изредка выглядывает из-за горизонта. У северных народов даже существует легенда об этом тёмном и холодном времени, о том, как Луна и Солнце ушли в подземный мир бога Нга.

Фото: Юлия Чудинова/АНО "Ямал-Медиа"
Фото: Юлия Чудинова/АНО "Ямал-Медиа"

Обратился как-то Нгак богу неба Нуму с жалобой на то, что жизнь его проходит в постоянном мраке и в поисках выхода на белый свет он часто бьётся об острые углы. Попросил он Солнце и Луну, чтобы осветили они его дом. А Нум совсем не хотел ссориться с родственником, да и уступил оба небесных светила. Наступила тогда во всей тундре тьма, даже звёзды не могли пробить её своими лучами. Стали гибнуть звери и птицы, а человеческий род страдать и просить Верховного бог Нума даровать им свет. Тогда главный бог северных кочевников собрал большой небесный совет, на котором его товарищ – бог южных вод Яв’мал, предложил решение задачи. Нуму следовало сходить в гости к Нга и хитростью забрать у бога подземного мира оба светила. Придя к Нга, Нум начал дружескую беседу, разные вещи успели они обсудить, но когда Нум засобирался домой, то, как бы от скуки, попросил у товарища его тень. А подземный бог даже и не подозревал, что у него есть тень, ведь жил он до этого в полной темноте. Он с радостью согласился отдать свою тень Нуму. Однако сама тень совсем не хотела покидать хозяина. Он и уговаривал ее, и грозил, а тень всё равно не собиралась уходить с Нумомбез своего владельца. «Нехорошо, что ты не можешь исполнить мою небольшую просьбу, – сказал Нум. – А ведь долг платежом красен!». И схватил он Солнце с Луной, да и вынес их из подземного царства. Вот тогда на Земле снова стало светло и ясно.

Фото: nenets/Shutterstock/Fotodom
Фото: nenets/Shutterstock/Fotodom

В ненецком календаре существует определённая дата, являющаяся рубежом, когда бог Нум забирает светило на место и завершается «тёмная дорога» – условные двое суток полного безлуния. Ночь в это время полностью замещает день, и тогда кочевники приносят дары владыке нижнего мира Нга. Это действие происходит на тёмной стороне стойбища рядом с «поганой нартой» (нарта для перевозки досок, служащих в чуме полом и для настила под постель – прим. автора) и входом в чум, а на снегу обязательно оставляют кровь. Бог Нга всегда идёт следом, по пятам кочевников, и если он увидит на месте стоянки оставленный «подарок» – будет задобрен и не прогневается на ненецкую семью. А следом за тёмными месяцами и снежной зимой следует вторая зима, сыв– зима холодного солнца, когда солнце переваливается через границу и озаряет тундру своими лучами.