«Лебединая песнь» или «Побежденные» Ирины Владимировны Головкиной (Римской – Корсаковой), внучки нашего великого композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова произведение уникальной искренности.
Долгое время не решалась я прочесть этот труд.
Книга отпугивала объёмом, именитой фамилией и послереволюционными мучениями дворянства под названием "Побежденные".
Ирина Владимировна заставила думать. Думать о конфликте двух миров: пролетариата и дворянства. Абсолютно разные полюса, не желающие принимать друг друга.
Побежденные дворяне, какие они? Люди, выросшие в идеальных условиях, получившие великолепное образование, безупречно разбиравшиеся в музыке, литературе, искусстве?
Автор в своей книге показала все максимально честно. Презрение вчерашних дворян к новому времени, к новой власти, к советской публике вообще.
Одинаково ненавистны голубой крови и пролетарское, убогое дитя, и девушка с рабфака, с трудом понимающая новейшие идеи коммунизма, и злодей, пришедший арестовать.
Попавший прямо из Пажеского корпуса на войну князь Дашков, чудом спасённый подменой имени, даже не пытается выжить в советских реалиях. Все и всё ему чуждо, за свою жизнь он не дал бы и ломаного гроша. Только любовь и идеал девушки из его прошлой жизни зажгут в нем жизненную искорку.
Невеста, Ася Бологовская (Ксения Всеволодовна Бологовская – Дашкова), исключение даже для княжеской крови. Словно все тяготы мира скрыты от этой девочки. Создание, воспитанное для благополучной и удачной жизни. Не умеющая обидеть или оскорбить своей обидой. Всех прощающая и жалеющая. Ни арест бабушки и сестры, ни расстрел мужа, ни ссылка с малолетними детьми не сумели ожесточить ее души. Принимая голодную смерть и обрекая на это же своих детей, ссыльная княгиня Дашкова пожалела хозяйскую корову, почти наверняка, спасшую семью от голода.
Множество героев и переплетений судеб, неслучайных случайностей в этой книге.
Разные женщины — некоторые приспосабливаются к новой власти: удачный брак, востребованный талант, некоторые не чураются любой работы. Но все без исключения глубоко несчастливы, утратив всю прелесть былого очарования жизни.
На контрасте у автора юная советская коммунистка — бойкая, разухабистая, боевая и целеустремлённая, и нежная, кроткая, утончённая дворяночка. Дворяночка, прекрасная девушка, могущая блистательно выйти замуж и родить таких же прекрасных, генетически умных и талантливых детей.
И благородные матери, тётки, бабки в ужасе за женскую судьбу своих дочерей и воспитанниц. Советская власть истребила всех мужчин дворянского сословия, за кого отдавать замуж девочек? Не за этого же полупьяного пролетариата, вечно плюющего себе на кирзовые сапоги?
Также и мужчины разнолики — благородный коммунист, покрывающий княжескую тайну, полюбивший дворянку Лелю Нелидову, и угодивший на каторгу. Или двоюродный брат Аси Бологовской, сменивший благородную фамилию, скрывший дворянское родство и женившийся на идейной коммунистке.
Советская власть пристально следила за своими и чужими. Ничего случайного или хаотичного не было в действиях красной власти. Не было случайных арестов и допросов-партийная машина одинаково давила самых смелых, самых лучших и самых добрых без разбору.
Талантливые, умнейшие, именитые-хирурги, композиторы, учёные, всех уничтожила адская власть только лишь за принадлежность к другой, благородной, высшей по праву рождения иерархии.
Произведение Ирины Владимировны сплошь состоит из собирательных образов. В Асе она отразила некоторые свои качества, но также прототипом послужила талантливая пианистка, Тамара Михайловна Савич, девушка с ангельской внешностью и достоинством княгини.
Елену Муромцеву (Елочку) автор наделил своим мировоззрением и взглядами на русскую историю и Россию. В основном же, прототипом стала двоюродная сестра Ирины Владимировны, филолог Вера Михайловна Римская – Корсакова.
Книга что-то затронула глубоко внутри. Зацепила самые сокровенные струны души. Кто мы? Кто я? Как я поведу себя в других, тяжёлых условиях? Предам самого близкого человека, чтоб спасти себя?
Уникальная книга из жизни дворян в революционной России
⬇️⬇️⬇️⬇️
История жизни Галины Вишневской:
⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️
Галина. От табуретки до Ла-Скала.
⬇️⬇️⬇️⬇️⬇️
ЖИЗНЬ - САПОЖОК НЕПАРНЫЙ. Женщина, пережившая ГУЛАГ.