Найти в Дзене
Рязанский кремль

Откуда пришла к нам Авдотья Рязаночка?

Сколько силы духа, любви к родной земле должно быть в человеке, чтобы, несмотря на очевидное превосходство противника и скорее всего неминуемую свою гибель, пойти на врага и бросить ему вызов? Порой, мы даже не подозреваем о силе живущей внутри каждого из нас: силы любви, терпения, самопожертвования.

Именно с такими человеческими качествами мы встречаемся, когда вспоминаем народные легенды о «Евпатии Коловрате» и «Авдотье Рязаночке». Сегодня в нашей постоянной рубрике «Тур в прошлое» мы предлагаем вам поговорить о «слабой» женщине с мужским (богатырским) характером об Авдотье Рязаночке. Откуда пришла к нам эта чудесная героиня? Это был реальный исторический персонаж или вымышленный собирательный образ, и чем притягателен он нам – современникам? Попробуем разобраться.

Историческую песню о простой русской женщине связывают с событиями XIII в.: с трагической обороной Рязани и её тотальным разорением. Эти события в нашем сознании стали символом начала новой эпохи – зависимости и унижения национального самосознания, но не сломленного духа. Авдотья и является символом этого духа, возрождением земли русской.

Откуда же пришла к нам Авдотья? Впервые песня была записана в 1871 г. на Кенозере Оленецкой губернии собирателем фольклора А.Ф. Гильфердингом и опубликована в цикле «Онежские былины» в 1873 г. В 1957 г. историческая песня получила новую жизнь в литературной обработке Б.В. Шергина, и долгое время именно в этом варианте выпускалась издательством «Детская литература». Некоторые исследователи фольклора считают, что «Авдотья Рязаночка» является частью рязанского цикла былин (до нас недошедших), который был посвящен героической борьбе рязанцев с татаро-монгольским нашествием. Песня имеет глубокие исторические корни. Исследователи считают, что это произведение устного народного творчества, скорее всего середины XIII в. Однако, читая даже первые его строки, у нас сразу возникают вопросы…

«Славные старые король Бахмет турецкие

Воевал он на землю российскую,

Добывал он старые Казань-город подлесные,

А чем дальше, тем интереснее…

Только в Казани во городи

Оставалась одна молодая жонка Авдотья Рязаночка».

О чем же идет речь? Почему «король Бахмет турецкий», город «старая Казань», а Авдотья всё-таки Рязаночка? Всё это кажется довольно странным и сбивает с толку. Известный город Казань, вошедший с XVI в. в состав Московского государства, вражеским нашествиям не подвергался! По-видимому, здесь имеет место довольно известный прием, когда мы хотим рассказать историю быль, но не хотим указывать настоящего места действия и истинных имен героев. Скорее всего, русские сказители тоже прибегали к этой хитрости. Однако исследователи предлагают и другую версию, как древний город Рязань превращается в Казань, а татарский хан Батый в «короля турецкого» - это более поздние замены, произошедшие возможно в XV-XVI вв. и связанные с конкретными историческими событиями. В имени царя Бахмета, есть отголоски имени татарского хана Ахмета, разорившего Рязань в 1472 г. Более поздним наложением на древнейшее произведение является упоминание земель турецких, отражает влияние фольклора XVII-XVIII вв. с развитой в нем тогда турецкой темой.

«Полонил он народу многи тысячи,

Он повёл-де в свою землю турецкую».

Ни для кого не является секретом героическое прошлое нашего государства. Оно неоднократно преодолевало беды, вызванные иноземными захватчиками. И мы знаем множество примеров проявления мужества и героизма людей в эти тяжелые времена. Слава их подвигов переживает века и передается из уст в уста от поколения к поколению. Часто совершаемый подвиг со временем обрастает легендами. Песня об «Авдотье Рязаночке» является произведением устного народного творчества, которое за многие века могло вобрать в себя различные исторические события и трансформироваться под настоящую действительность. Несмотря на наличие анахронизмов в произведении один эпитет нам все же указывает на правильный адрес происхождения песни – это дополнение к имени героини «Рязаночка».

Согласно средневековому произведению «молодая жонка рязанская» отправляется в опасный путь, во вражеский стан за своими близкими. Она успешно преодолевает все препятствия на пути к своей цели «три заставы великие».

«Первую заставу великую -

Напустил реки, озёра глубокие;

Другую заставу великую -

Чистые поля широкие,

Становил воров разбойников;

А третью заставу – темны лесы,

Напустил зверьёв лютыих».

Сам царь Бахмет удивлен мужеством и достоинством простой девы рязанской, но он, словно проверяя ее стойкость и разум до конца, дает ей последнее испытание:

«Да умела с королем ричь говорить,

Да умей попросить у короля полону-де головушки,

Да которой головушки боле век не нажить будё».

Авдотья не разочаровывает нас, а скорее поражает своей силой духа и мудростью. Её решение возможно приводит в шок нас – людей XXI века, но не людей, у которых ещё очень сильные родоплеменные отношения. Она выбирает брата. И, таким образом, благодаря своей женской интуиции и разуму, она спасает весь рязанский полон.

«Ты бери-тко народ свой полонёные,

Да уведи их в Казань до единого».

Безусловно, неслучайным является тот факт, что средневековые сказители героиней исторической песни сделали именно женщину, так как с древнейших времен именно женщина являлась символом мудрости и возрождения. Если легендарный Евпатий Коловрат воплощает в себе несокрушимую силу народную, то Авдотья является символом жизни и нравственной силы.

«Да она построила Казань-город наново,

Да с той поры Казань стала славная,

Да с той поры стала Казань-де богатая,

Да тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось,

Да й тем дело кончилось».

Сильная духом женщина актуальна во все времена. Женщина – это секрет, загадка природы и её подарок. Несмотря на свою внешнюю слабость, она обладает мощными жизненными и духовными силами необходимыми для существования самого человечества. Именно поэтому такие образы рождаются в народном творчестве (и в реальной жизни) в самые экстремальные периоды истории как надежда на новую жизнь, на будущее.

Исследователи считают Авдотью Рязаночку, скорее всего, вымышленным персонажем, наложением придуманного героя со сказочным сюжетом на реальный исторический факт. Возможно, это так и есть, но кто знает наверняка?

Картина Константина Алексеевича Васильевича «Авдотья Рязаночка».

Интернет источник.