Найти тему
Морская коллекция

Флот Аргентины. Список статей и справочные данные.

ссылки на статьи-

-2
-3

Военно-морские силы Аргентины ( Armada de la República Argentina (ARA))появились в период борьбы за независимость от Испании после майской революции 1810 года.

Корабли аргентинского флота используют префикс ARA (см. выше).

Как и в других основных южноамериканских флотах, лавры создателей и организаторов национального флота, совершенно случайно, у подданных Британской империи. Уильям Браун, ирландец по происхождению, стал "отцом аргентинского флота". Из кого состоял в основном личный состав молодого флота, можно оценить по тому, что для подъема боевого духа моряков Браун командовал музыкантам играть «Утро Святого Патрика».

Победа, одержанная им под Монтевидео 17 мая 1814 года над испанцами, стала причиной появления национального праздника-Дня аргентинского флота 17 мая. Большую часть аргентинской флотилии составляли каперы. Браун не только сыграл значительную роль в обретении Аргентиной независимости, но и руководил аргентинским флотом во время войны с Бразилией 1827 года. 24 февраля 1827 года в сражении у острова Хункаль он уничтожил всю бразильскую эскадру и захватил в плен её командующего.

Несколько десятилетий шли войны за территорию, известную ныне как Уругвай. На нее претендовали Бразилия, Аргентина и Парагвай. Независимый Уругвай стал компромиссом, который не все признали. В конце 30-х захватить Уругвай попытался правитель Аргентины Хуан Мануэль де Росас. Командовать флотом снова вызвали Брауна, который разбил уругвайский флот(которым командовал его бывший подчиненный Джон Кой), а 15 августа 1842 года разгромил речную флотилию уругвайцев на реке Парана и захватил в плен ее командующего-итальянца Джузеппе Гарибальди.

Guillermo_Brown_1865Адмирал Уильям Браун , основатель аргентинского флота.
Guillermo_Brown_1865Адмирал Уильям Браун , основатель аргентинского флота.

К 1845 году обострились отношения аргентинского правительства Росаса с Англией и Францией. Причиной послужили протекционизм аргентинцев, ограничивающих торговлю европейцев и разногласию по дележу между Бразилией и Аргентиной земель Уругвая, Парагвая и приграничных провинций.

Англо-французы неожиданным набегом взяли на абордаж весь аргентинский флот, захватив корабли Сан-Мартин , 25 мая,Генерал Эчагуэ , Майпу и 9 июля . Первые два достались французам, последние три -англичанам. Офицеров-аргентинцев вернули в Буэнос-Айрес, а британскоподданным( в основном ирландцам), в том числе и Уильяму Брауну запретили служить Аргентине до разрешения конфликта.

Декрет от 27 августа запретил всем аргентинцам общаться с англо-французским флотом.18 сентября была официально объявлена блокада Буэнос-Айреса союзным англо-французским флотом. Кроме того 28 кораблей англо-французов двинулись вверх по реке Уругвай, разгоняя небольшие гарнизоны аргентинцев и меняя аргентинские флаги на уругвайские. На помощь аргентинцам прибыл Итальянский легион Гарибальди, но кроме грабежей и пьянства в богатых городках он ничем не прославился. В боях его легион потерпел два поражения, которые компенсировал разграблением очередного города.

После захвата контроля над рекой Уругвай англо-французы плотно занялись рекой Парана. Но аргентинцы приготовились к обороне и дали бой у Облигадо. Реку перегородили связанными лодками, на западном побережье укрепили 4 береговые батареи, оборону поддерживал единственный аргентинский корабль-6 пушечный бриг. На нем и на береговых батареях было много ирландских моряков с флота, нарушивших английский приказ.

Бывший аргентинский Сан-Мартин шел первым, был сильно разбит артиллерией и его снесло по течению. Аргентинский же бриг Republicano, израсходовав боеприпасы, был взорван командой.

К концу дня более мощные орудия европейских пароходов подавили сопротивление, но вынуждены были остановиться на 40 дней для ремонта.

Битва при Вуэльта-де-Облигадо
Битва при Вуэльта-де-Облигадо

Общественное мнение Южной Америки после героической битвы при Облигадо было целиком на стороне аргентинцев, торговля с коммерческих судов, которые за собой тащили интервенты оказалась невыгодной, а на обратном пути аргентинцы из засад потопили несколько торговых судов союзников. Кроме того Аргентина на время кризиса приостановила платежи по внешнему долгу лондонскому банку Baring Brothers, что было совсем нечестно!

3 марта 1849 года на мир пошла Британия, 31 августа 1850 года французы. Суверенитет Аргентины был признан, флоты союзников ушли, на прощание салютовав аргентинскому флагу салютом наций в 21 выстрел, захваченные корабли возвращены.

18 ноября с тех пор аргентинцы отмечают День национального суверенитета.

С уходом Брауна на пенсию, аргентинский флот почти исчез. На 1860 год Аргентина вообще не имела морских кораблей. События 60-х годов (Первая Тихоокеанская война, бомбардировка испанцами Вальпараисо, укрепление чилийского флота и рост бразильского) заставили президента Аргентины Доминго Сармьенто обратить внимание на флот.

Monitor_Los_Andes_-1874-1930
Monitor_Los_Andes_-1874-1930

В 70-х годах в Англии у Laird Brothers были заказаны низкобортные башенные броненосцы «Лос Андес» и «Ла Плата»(1874-1875), а также две канонерские лодки. Это были первые аргентинские броненосцы. На десятилетие эти небольшие корабли (1700 т, длина 56,5 м, ширина 15,7 м, скорость хода 9,5 узла. Бронирование - 152-мм пояс, 229-мм башня и 25-мм палуба, вооружение — два 229-мм и два 100-мм орудия) стали основой национального флота.

В 1881 году был заключен договор с Чили о границах, но тщательной демаркации, естественно, не было. Между двумя крупными региональными державами назревал конфликт.

 « Альмиранте Браун»
« Альмиранте Браун»

 « Патагония»
« Патагония»

В 1880 году Аргентина заказала Samuda Brothers в Англии броненосец
« Альмиранте Браун», а в 1885 году бронепалубный крейсер « Патагония» в австрийском Триесте.

В 1886 г. флот состоял из 31 военного парохода и 6 парусных кораблей на 16112 т., с 72 пушками и 1926 чел. экипажа.

Это уже была полноценная гонка вооружений. В ответ на усиление чилийского флота аргентинцы заказали в Англии броненосцы Independencia и Libertad, купили у Армстронга прямо со стапеля эльсвикский крейсер, Veinticinco de Mayo, в 1890 году, и заказали еще один-Nueve de Julio (1891).

Затем аргентинцы приобрели в конце 1893 года крейсер, строившийся для британского флота, Buenos Aires.

Однако вскоре аргентинцы переключились на Италию. В Аргентину шел большой поток переселенцев именно из Италии. Итальянцы строили быстро и недорого вполне приличные корабли. К тому же аргентинцам приспичило, наступило очередное обострение соседских отношений, а они, как всегда, были немного не готовы.

Выручила Италия, которая согласилась продать уже строящиеся для своего флота корабли. Первым стал броненосный крейсер "Garibaldi", приобретенный 14 июля 1895 года. Крейсер был идеален для регионального флота- отлично вооруженный, в меру бронированный и быстроходный. При этом недорого. Линкор для бедных. Аргентина получила еще три крейсера этого типа-San Martín, а затем-Pueyrredón и General Belgrano.

Имея уже 4 броненосных крейсера, аргентинцы заказали еще два, «Морено» и «Ривадавия»! Потом они стали японскими( мы их знаем как "Ниссин" и "Касуга"). А в мае 1901 года запросили фирму "Ансальдо" на предмет постройки 15 тысячетонного броненосца с 305 мм пушками и 20 узловой скоростью.

-9
-10
-11
-12

В результате в конце века в состав флота входили:5 броненосных крейсеров, 4 броненосца береговой обороны, 3 скоростных крейсера второго класса британской постройки, 7 современных малых крейсеров и канонерских лодок, 4 эсминца и 22 миноносца .

Самые мощные корабли -четыре типа"Гарибальди"-Garibaldi, General Belgrano , Pueyrredón и San Martín водоизмещением более 6000 тонн; три старых броненосца, Альмиранте Браун , Индепенденсия и Либертад, постройки 1880- начала 1890-х годов. Корабельный состав был в основном зарубежной постройки-Италии, Великобритании, Франции и Испании. На флоте служило более 600 офицеров и 7760 матросов.

С 1890 по 1898 год Аргентина приобрела новых кораблей на 4 534 800 фунтов стерлингов. Финансирование растущего флота в небогатой тогда Аргентине шло за счет экспорта, в основном зерна и мяса, а также крупных международных займов. Уже в 1896 году внешний долг страны превысил 421 миллион золотых песо.

Пришлось вмешаться неофициальной хозяйке Южной Америки, Британии. Она взяла на себя роль арбитра в споре и проконтролировала прекращение гонки вооружений. 28 мая 1902 года были заключены три майских пакта.

Аргентина и Чили взяли на себя обязательство не приобретать какие-либо военные корабли в течение пяти лет, без предупреждения об этом за восемнадцать месяцев. Строящиеся военные корабли были проданы. Великобритании- чилийские броненосцы, которые стали "Триумфом" и "Свифтшуром" , Японии - два последних броненосных крейсера Аргентины, известных нам как "Ниссин" и "Касуга". Аргентинские крейсера "Джузеппе Гарибальди"Пуэйрредон", а также чилийский броненосец "Капитан Прат" были разоружены, за исключением главного калибра, так как Аргентина не имела крана, способного снимать орудийные башни броненосного крейсера. Аргентина также отказалась от планов заказа в Италии двух линкоров.

-13

Согласно Военной энциклопедии Сытина-В 1902—1903 гг. между Аргентиной и Чили состоялось соглашение об ограничении их морских сил. Обе державы обязались продать свои броненосцы, находившиеся в постройке, и не приобретать новых военных кораблей в течение 5 лет. Флот, самостоятельное морское мин-ство образовано в Аргентинской республике в 1898 году, в момент наибольшего расцвета аргентинского флота. В этом году закончены были постройкой четыре броненосных крейсера в 7,000 тонн водоизмещ., заказанные в Италии. Кроме того, в составе аргент. флота числились два броненосца береговой обороны в 2.400 т., три защищенных крейсера от 3.200 до 4.700 т., пять контр-миноносцев и несколько мелких и вспомогательных судов, — все английской постройки. Т. к. Аргентина не имеет собственной железной руды, она должна для постройки флота прибегать к помощи других государств, чем объясняется и полное отсутствие национального судостроения. В период с 1898 до 1908 года флот Аргентины не усилился ни на один корабль, а заказанные в 1901 году в Италии два крейсера проданы накануне русско-японской войны Японии (названы Ниссин и Касуга). В 1908 году правительство А. республики решило прекратить действие договора 1902 г. и заказать в Англии две канонерских лодки в 1.220 тонн водоизм. и несколько контр-миноносцев в 1.000 т., а в 1910 году оно заказало в Соед. Штатах три линейных корабля в 28.000 т. водоизм. В 1910 году Аргентина имела пять коммерческих портов: Buenos-Aires (с 2 частными доками), San-Fernando (1 частный док), Puerto Belgrano, Ensenada и Bahia Blanca. В аргентинском флоте состоит около 8.500 офицеров и нижних чинов.

Линкор класса « Ривадавия» строится в США для ВМС Аргентины. Фотография сделана в 1912 году. Два корабля этого класса поступили на вооружение в 1914–1915 годах и прослужили до 1956 года.
Линкор класса « Ривадавия» строится в США для ВМС Аргентины. Фотография сделана в 1912 году. Два корабля этого класса поступили на вооружение в 1914–1915 годах и прослужили до 1956 года.

Но в это время проснулся третий южноамериканский гигант-Бразилия, вновь обратив внимание на флот. Гонка вооружений в Южной Америке началась заново. В историю она вошла как Южноамериканская дредноутная гонка. Все три региональные сверхдержавы посчитали необходимым обзавестись как минимум парой модных дредноутов. В отличие от соседей, пользовавшихся услугами английских верфей, аргентинцы оригинально заказали дредноуты в США. В отличие от чилийцев они их получили. В строй аргентинского флота вошли два линкора-"Морено" и "Ривадавия". У Бразилии их тоже было два. Чили получила всего один, и то в 1920 году.

1914
1914

Manuel Larravide - Crusero 25 de Mayo
Manuel Larravide - Crusero 25 de Mayo

Аргентинский торпедный крейсер ARA Patria
Аргентинский торпедный крейсер ARA Patria

libertad
libertad

В первую мировую войну Аргентина осталась нейтральной, хотя и потеряла несколько торговых судов в ходе неограниченной подводной войны. Но в целом Аргентина от войны выиграла, войдя в десятку крупнейших экономик мира и пережив экономический бум. Место англичан активно занимали американцы. Золотой запас вырос вдвое.А в 1917 году Аргентина в кои-то веки предоставила заем Франции на 100 миллионов песо.

-19
ARA_La_Argentina_(C-3)
ARA_La_Argentina_(C-3)

 "Альмиранте Браун"
"Альмиранте Браун"

К началу второй мировой войны десятилетняя программа строительства стоимостью 60 миллионов долларов позволила сформировать флот в составе двух модернизированных линкоров класса « Ривадавия» , трех современных крейсеров (в т.ч. два тяжелых типа "Альмиранте Браун" итальянской постройки), дюжины эсминцев английской постройки, трех подводных лодок, а также минных заградителей, тральщиков, кораблей береговой обороны и канонерских лодок. Личный состав насчитывал 14 500 матросов и более тысячи офицеров.

В 1940 году военно-морской флот Аргентины занимал восьмое место в мире (после Англии, Франции, Италии, Германии, СССР, Японии и США) и был крупнейшим в Латинской Америке.

Войну странам Оси Аргентина объявила лишь в марте 1945 года, при этом приняв десятки тысяч бежавших из Европы нацистов. В связи с началом войны и невозможностью закупать оружие в Европе, Аргентина начала строить на своих верфях корветы и фрегаты.

13 декабря 1939 года в заливе Ла-Плата у аргентинских берегов состоялся бой немецкого тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее» с британской эскадрой. 17 декабря, по приказу, "карманник"был взорван и затоплен командой в нейтральных водах. Команда интернировалась в дружественной Аргентине.

В войне аргентинцы сражались по обе стороны фронта. В Кригсмарине корветтен-капитан Хайнц Шерингер ( Heinz Scheringer), уроженец Буэнос-Айреса, командовал субмаринами U-10, U-13 и U-26. Радист известной подводной лодки U-534, также был аргентинцем

Немецкие подлодки в ходе войны топили и аргентинские суда-

  • 27 мая 1940 года U-37 потопила грузовое судно «Уругвай», шедшее из Росарио в порт Лимерик нейтральной Ирландии с грузом маиса. U-37 всплыла и, остановив «Уругвай», изучив бумаги, затопила судно с помощью подрывных зарядов. 28 членов экипажа были брошены в море в шлюпках. 15 человек погибло и 13 выжило.
  • 18 апреля 1942 подводная лодка U-201 торпедировала у берегов Северной Америки аргентинский танкер «Виктория». Судно осталось на плаву и было отбуксировано в Нью-Йорк.
  • 22 июня 1942 в 190 км от Нью-Йорка субмариной U-202 было потоплено судно «Рио-Терсеро». Из 42 членов экипажа погибло 5 человек.

Аргентинское судно «Уругвай», потопленное U-37
Аргентинское судно «Уругвай», потопленное U-37

26 января 1944 Аргентине пришлось разорвать отношения со странами Оси. В 1944-45 гг. США, Великобритания и почти все латиноамериканские государства отозвали из Буэнос-Айреса своих послов, страна оказалась в изоляции.

27 марта 1945 правительство было вынуждено объявить войну Германии и Японии. Участие в войне ограничилось поиском потерянных немецких подлодок в Южной Атлантике после капитуляции Германии весной-летом 1945. Этим занималась небольшая эскадра во главе с крейсерами «Альмиранте Браун» и «Вейнтисинко де Майо».

После поражения Третьего рейха в Аргентине были интернированы две подводные лодки Кригсмарине — 10 июля U-530, а 17 августа — U-977.

Интернированная U-530 в порту Мар-дель-Плата. 1945
Интернированная U-530 в порту Мар-дель-Плата. 1945
Интернированная U-977 в порту Мар-дель-Плата. 1945
Интернированная U-977 в порту Мар-дель-Плата. 1945

История аргентинского флота гораздо короче и скромнее, чем у соседей, но свою минуту славы он получил. Если бразильский флот был сильнейшим при императоре Педро II, до морского восстания 1893 года, то затем первенство перешло к чилийцам, у которых "морской путч" завершился победой и флот потом купался в неограниченном финансировании. Аргентинцы стали сильнейшими на континенте между мировыми войнами, на волне экономического бума. В начале 60-х первенство вернула Бразилия. Но это на бумаге, по списочному составу.

По боевому духу, выучке, дисциплине, аргентинцы скорее всего вторые, после вымуштрованных чилийцев и перед расслабленными карнавалами бразильцами.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам