Найти в Дзене
Stories и история

СТОЯНИЕ НА РЕКЕ УГРЕ, МИНИАТЮРА, ЛЕТОПИСЬ: ГДЕ СВОИ И ГДЕ МОНГОЛО-ТАТАРЫ? И БЫЛО ЛИ ИГО?

Оглавление
Лицевой летописный свод, XVI в. Стояние на Угре. Миниатюра (здесь и далее фото из открытых источников)
Лицевой летописный свод, XVI в. Стояние на Угре. Миниатюра (здесь и далее фото из открытых источников)

Продолжение

Предыдущие статьи: Начало: князь и царь Продолжение-1: Новгород и Псков Продолжение-2: свержение ига

Собственно, мы уже писали о стоянии на Угре и о том, как закончилось монголо-татарское иго. Но не все там так просто было, на Угре.

Посмотрим миниатюру из летописного свода XVI века (см. выше). Русские и ордынские воины на этой исторической миниатюре похожи, в одинаковых шлемах, одинаково вооружены. Как понять, кто - где?

И это не единственное изображение такого рода:

Вот, например, изображение Куликовской битвы 1380 г. в летописном своде XVII века.
Вот, например, изображение Куликовской битвы 1380 г. в летописном своде XVII века.
Поединок Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы. Здесь, по крайней мере, можно различить выступивших для поединка всадников, видно,"кто есть кто". Но различий между ними намного меньше, чем на картине советского художника М.И. Авилова, хорошо известной, т.к. публикуется в школьных учебниках. Опять-таки, можно различить всадников, но не войска, выстроившиеся по двум сторонам друг напротив друга.
Поединок Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы. Здесь, по крайней мере, можно различить выступивших для поединка всадников, видно,"кто есть кто". Но различий между ними намного меньше, чем на картине советского художника М.И. Авилова, хорошо известной, т.к. публикуется в школьных учебниках. Опять-таки, можно различить всадников, но не войска, выстроившиеся по двум сторонам друг напротив друга.

Почему так? Ну, немного спишем на церковный изобразительный канон. Канон пришел из Византии, и нередко рисовали воинов в византийских доспехах и вооружении. Но списать на это обстоятельство можно лишь совсем немного. Все-таки современники знали, как выглядели монголо-татары.

«Стояние на реке Угре» Картина советского художника А. Седова.
«Стояние на реке Угре» Картина советского художника А. Седова.

Причина другая. Русь с 1243 по 1480 г. находилась в особой форме зависимости от орды. 237 лет, чуть меньше, чем четверть тысячелетия.

С 1243 по 1480 г. Русь находилась в особой форме зависимости от Орды

После завоевания северо-восточной Руси и образования в 1243 г. государства Золотой Орды ханом Батыем на этой территории было установлено иго. Русь платила Орде дань - "ордынский выход" (платился серебром). Начиная с 1257 года проводились переписи мужского населения для сбора дани, а в городах сидели ханские чиновники - баскаки.

С. В. Иванов. «Баскаки». Картина 1909 г.
С. В. Иванов. «Баскаки». Картина 1909 г.

Князья и митрополиты должны были ездить в Орду к хану за ярлыком, дававшем право на княжение и митрополичью кафедру.

Въезд в г. Сарай - столицу Золотой Орды. Кадр из фильма «Орда». Реж. А. Прошкин, 2012 г.
Въезд в г. Сарай - столицу Золотой Орды. Кадр из фильма «Орда». Реж. А. Прошкин, 2012 г.
Каждый приехавший в Сарай в ставку хана должен был пройти языческий обряд очищением огнем. Кадр из фильма «Орда»
Каждый приехавший в Сарай в ставку хана должен был пройти языческий обряд очищением огнем. Кадр из фильма «Орда»
Те самые огни. Кадр из фильма «Орда»
Те самые огни. Кадр из фильма «Орда»
Митрополит Алексий входит в ханскую ставку. Кадр из фильма «Орда»
Митрополит Алексий входит в ханскую ставку. Кадр из фильма «Орда»

Кстати, ордынских ханов на Руси называли царями, тем самым признавая их выше русских князей, в том числе - и Великого князя. Так, в «Повести о стоянии на реке Угре» (Софийская 2 летопись, XVI в.) царем называют Ахмеда (Ахмат в русском летописании, хан Большой Орды), Менгли-Гирея (хан Крымского ханства) и Ибака (Ивак в русских летописях; хан Ногайской Орды), детей Ахмата - царевичами, Ивана же III называют, как и должно, Великим князем:

"В год 6988 <1480> ... Прииде же весть к великому князю, яко дополна царь Ахмат идеть со своею ордою и царевичи, уланы и князми, еще же и с королем во единой думе с Казимером, король бо и подвел его на великаго князя, хотя разорити християнство. Князь великий поиде на Коломну ... "

Царями на Руси в то время называли ордынских ханов

Есть и такое мнение: "Политически и экономически Московская Русь была частью тюрко-монгольского мира с самого его возникновения. Она продолжала оставаться таковой и в XV веке" (Б.Рахимзянов, к.и.н). Мысль не нова. Историк и географ, представитель евразийской школы Л.Н. Гумилев считал отношения между Русью и Ордой взаимовыгодным сотрудничеством: Орда получала с Руси дань и людей, а Русь - сильного союзника в борьбе против католического Запада. Добавим, что, помимо дани, Орда забирала каждого десятого воина, т.е. молодого мужчину, юношу или подростка, в свою армию. Т.е., по мнению Гумилева, Русь и Орда, находясь на одном культурно-историческом и географическом пространстве (Евразия), были буквально "обречены" на сотрудничество.

На фото: советский и российский учёный, историк и географ, этнолог Лев Николаевич Гумилев в своем рабочем кабинете. 1912-1992 гг. Интересная судьба, интересная биография. Сын поэтессы Анны Ахматовой и расстрелянного в 1921 году большевиками поэта Николая Гумилева.
На фото: советский и российский учёный, историк и географ, этнолог Лев Николаевич Гумилев в своем рабочем кабинете. 1912-1992 гг. Интересная судьба, интересная биография. Сын поэтессы Анны Ахматовой и расстрелянного в 1921 году большевиками поэта Николая Гумилева.

Существует и другой подход к проблеме взаимоотношений Руси и Орды. Все-таки, по мнению большинства отечественных историков, это было иго (В.В.Каргалов, В.Л. Егоров, и др.). Не забудем еще один аспект: периодически ханы ходили в походы на Русь. Даже когда дань была выплачена и выполнены все необходимые условия, достаточно было незначительного повода для карательного похода ордынского хана с войском. Каждый такой поход сопровождался разорением земель, сожжением городов, захватом ценностей, захватом людей в плен. Не случайно хана Бердибека, отказавшегося от походов, летописи называли "добрым ханом". Походы держали провинции монголов в повиновении и давали новых пленных - рабочие руки в Орде. <подробнее о причинах походов здесь>

Почему иго продержалось так долго? Почему русские князья, даже накопив силы, долгое время предпочитали отделаться уплатой дани?

Отметим, что, с другой стороны, Русь не была оккупирована захватчиками и сохранила политическую самостоятельность. Православная церковь сохранила свой статус.

Русь не была оккупирована захватчиками и сохранила политическую самостоятельность.

Мне близка по этому вопросу позиция д.и.н., проф. МГУ А.А. Горского: "Почти во всех странах, которые завоевывали монголы до Руси, они устанавливали режим прямого управления. И русские современники нашествия Батыя вполне могли ожидать, что за завоеванием последует прямая оккупация. Причем в 40-е годы XIII века некоторые шаги монгольских правителей даже могли создать впечатление, что соответствующая подготовка идет. Но, очевидно, ресурсов, чтобы везде установить прямое управление, не хватало, и на территориях, где заканчивались завоевания, то есть в приграничье, вводилось косвенное правление. Это Русь, Закавказье, Корея, Дунайская Болгария. Там Чингизиды правили не напрямую, а через местных правителей, в нашем случае – через князей". В опасности перехода Орды к непосредственному управлению и опасениях русских князей историк видит причину, по которой иго продержалось так долго. Получается, выплата дани - еще не самое большое зло...

Вернемся к нашему вопросу. Итак, находясь на одном культурно-историческом пространстве (здесь Л. Гумилев прав), наши воины могли иметь то же снаряжение, что и ордынцы. Правда, войско Ивана III превосходило монгольскую армию оружием, которого мы не видим на данной иллюстрации - пушками, их называли тюфяки, и огнестрельными ружьями - пищалями. Артиллерия, безусловно, наносила вражескому войску огромный урон, возможно, ее-то и побоялся Ахмат, когда "от берега пошел".

Не забудем о княжеских междоусобицах. Среди ордынцев в любой битве могли оказаться и отряды удельных русских князей. Так, в Куликовской битве на стороне Мамая согласился выступить рязанский князь Олег Иванович (не выступил, правда; держал нейтралитет. Вынужденным, видимо, был его поступок). Еще, как мы читаем в летописи, вместе с войском Ахмата шло польско-литовское войско Казимира.

Среди союзников Ивана III, помимо крымского хана Менгли-Гирея, были касимовские татары. Это первые служивые татарове, переведенные на Русь и поставленные на русскую службу отцом Ивана III Василием II Темным и получившие свое управление. Их административным центром стал г. Касимов. Так назвали в честь поступившего на службу хана Касыма отданный ему Василием городок Нижний Городец. Известно, что в 1477 г. касимовский царевич Данияр участвовал в московском походе на Новгород. Так что, где свои, а где - чужие, действительно трудно разобраться, глядя на летописные изображения.

Ну вот, сколько интересных размышлений вызвала книжная миниатюра. А как считаете вы? Было иго? Все-таки иго или взаимовыгодное сотрудничество? Пишите в комментариях!

Продолжение

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!