Все таки какую только уникальную технику не делали в СССР. Знакомитесь: широковещательный радиоприемник с вечной ядерной батарейкой. Радиоприемник разработали в 1957 году для космического корабля "Восток-1", на котором совершил первый полет Ю.А. Гагарин в 1961 году.
Радиоприемник имеет три диапазона: средневолновый (СВ) и два коротковолновых (КВ). Схема выполнена по классической супергетеродинной схеме.
Компоновка так же типичная для такого класса радиоприемников. Удивило что схема собрана на текстолитовой плате. В те годы гражданскую аппаратуру в лучшем случае делали на гетинаксе, а чаще всего навесным монтажом.
Зачем понадобился радиоприемник, очень похожий на автомобильный, на космическом корабле?
Один экземпляр радиоприемника хранится Центральном музее связи им. А.С.Попова. И к экспонату, как положено, идет пояснение:
"....... космонавты не должны чувствовать себя оторванными от привычной обстановки. Вот почему, несмотря на ограничение стартового веса, разработчики поместили на этом корабле в числе другой важной аппаратуры и радиоприемник ЗБ-17, предназначенный для приема передач наземных радиовещательных станций. В первом полете он должен был не столько развлекать космонавта, сколько дать ответ на вопрос, насколько хорошо может космонавт принимать по радио музыку и человеческую речь в условиях орбитального полета....." ".....Радиоприемник ЗБ-17 был построен на транзисторах и полупроводниковых диодах по супергетеродинной схеме и работал в средневолновом диапазоне. В качестве источника питания использовалась батарея с радиоактивным элементом. Такая батарея не боялась космической радиации, перепада температур и не нуждалась в подзарядке"
По тексту пояснения сразу видно, что это не самодеятельность музейных работников, а цитата с какого то документа. Тот факт, что сочинитель этой легенды "забыл" про два КВ диапазона на приемнике, указывает на далёкость человека от радиотехники. Музыку по радио слушать и дискотеки с залетными марсианами устраивать можно же было и от бортового электропитания.
У корабля "Восток", для переговоров с землей, была система радиосвязи "Заря", которая имела три независимых канала: один на УКВ и два на КВ.
Казалось бы тройное резервирование и супер надежность. Теперь представим ситуацию: вышла из строя система электропитания (аккумуляторы ) и вся система тройного резервирования накрывается медным тазом.
Вот почему и сделали отдельный радиоприемник с независимым электропитанием от ядерных изотопов. При любом раскладе радиоприемник остается в работе и космонавт может слышать команды с земли и посадить космический аппарат в ручном режиме.
Отдельной загадкой оказалось расположение радиоприемника. На приборной панели для него места не нашлось
Я его долго искал на фотографиях кабины "Восток-1" , пока не вспомнил, что радиоприемники в автомобилях ставят справа для удобства управления. "Восток-1" в какой то степени "праворульный" и радиоприемник установили справа от пульта над ручкой ручного ориентирования корабля.
Вот фотка с увеличением
Скорее всего легенду про радиоприемник для прослушивания музыки сочинил офицер КГБ, ответственный за режим секретности. Кроме него самого, в эту легенду уж точно никто не верил.
Излишняя секретность обернулась казусом 12 апреля 1961 года. Иностранным журналистам не были предоставлены фотографии для публикации. Им ничего не оставалось, как самим придумывать рисунки. В итоге космический аппарат с Гагариным получился такой:
а скафандр получился таким:
Рекомендую еще интересные и познавательные статьи:
-Такой радиоприемник могли придумать только итальянцы!
-Куда пропала фирма FUNAI, радовавшая нас дешевыми видиками.
-Хотите стать радиоинженером? Прочтите инструкцию к ламповой радиоле СССР 1958 года.