Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ПОЕЗД ПОБЕДЫ. ДВА ДНЯ В ПИТЕРЕ

23 октября 2020 года с Белорусского вокзала в Москве отправился в путь Поезд Победы. Это исторический проект на колесах, который станет завершающим мероприятием Года памяти и славы в России.

Поезд Победы. Два дня в Питере

23 октября 2020 года с Белорусского вокзала в Москве отправился в путь Поезд Победы. Это исторический проект на колесах, который станет завершающим мероприятием Года памяти и славы в России. Первая часть маршрута пролегает по городам, которые были на линии фронта в годы Великой Отечественной войны: Псков, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Тула, Курск, Новороссийск, Керчь, Севастополь, Владикавказ, Волгоград и еще 11 городов-героев и городов воинской славы.

Уникальный состав представляет собой современный музей на колесах с иммерсивной инсталляцией, которая размещена в вагонах поезда. Попадая внутрь, посетители перемещаются в тяжелые времена для нашей страны, когда каждый житель мечтал о мирном небе и спокойной жизни.

-2

В экспозиции Поезда Памяти задействованы около 50 проекторов с видеозаписями, 18 инсталляций, 150 манекенов с реальными прототипами и 12 интерактивных панелей с функцией «тач». Современные технологии в доступной форме позволяют узнать про Великую Отечественную войну и понять все ужасы и беды, которые пережили наши деды и прадеды.

Поезд-музей полностью погружает посетителей в настоящую реальность. Такого эффекта не добился еще ни один музей в мире. Окна представляют собой видео-экраны с кадрами военного времени от операторов, которые ехали на фронт. Перед посетителями предстают картины с зелеными полями и лугами, которые сменяются полыхающими городами и деревнями, бомбежками и взрывами снарядов.

Экспозиция музейного проекта включает 8 тематических вагонов:

Первый вагон показывает беззаботное довоенное время.

Второй рассказывает про составы с солдатами, которые отправляются на фронт.

Третий вагон показывает поезда фашистов для пленных солдат.

Тематикой четвертого стали санитарные составы с врачами и медсестрами, делающими операции прямо на ходу.

Пятой вагон посвящен прачечным и банным комплексам в военных поездах.

Бронепоезда стали главной темой шестого вагона.

Седьмой – радость Победы и долгожданное возвращение с фронта.

Экскурсия по поезду Победы представлена аудиогидом, чье повествование основано на реальных событиях из жизни и воспоминаниях машинистки по имени Елена Чухнюк. Молодая девушка увидела всю войну из кабины своего локомотива и прекрасно помнит, как лыжи, удочки и дачные принадлежности у пассажиров сменились оружием и винтовками.

В последнем вагоне состава экскурсантам представляется возможность оказаться на месте тех людей, которые пережили все тяготы войны и не успели узнать радость Дня Победы. Посетители рассаживаются на лавках и видят в окнах множество лиц, которые не вернулись с войны.

В Петербург уникальный передвижной музей, посвященный Великой Отечественной войне, – «Поезд Победы» приехал 25 октября. Все желающие смогли посетить уникальную подвижную экспозицию до 27 октября.

-3

Во время экскурсии можно воспользоваться специальным аудиогидом, повествующим о времени, которое показывает каждая экспозиция, а также интересных событиях и случаях, происходивших на железных дорогах во время войны. Например, как мылся в банном вагоне фельдмаршал Паулюс после того, как его взяли в плен. Или о том, что делал в железнодорожных войсках академик Курчатов, создатель ядерного щита СССР. Инсталляция создает мощное впечатление. Дмитрий Поштаренко, главный идейный вдохновитель этой выставки, говорит, что проводницы, живущие в поезде, даже боятся ночью проходить через вагон, который везет пленных в концлагерь.

По воспоминаниям очевидцев, время войны – это постоянное движение. Войска передвигаются на фронт, беженцы – в тыл, происходит эвакуация целых городов и огромных производств, и наоборот – постоянное движение вооружений, боеприпасов, запасов продовольствия – к фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» – главный лозунг тех лет. И работа железных дорог в этом движении имела главное, фундаментальное значение. Железные дороги осуществляли 70% всех воинских перевозок в стране.

Для быстрейшего продвижения поездов железнодорожники использовали особые технические идеи, применяли передовые методы труда, во многом отработанные в довоенный период: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов и многое другое. С целью повышения пропускной способности участков железных дорог вводилась «живая блокировка» – через каждые 800–900 метров на некоторых перегонах стояли сигнальщики, и по их сигналам шли поезда. А при подготовке битвы за Москву эшелоны с сибирскими дивизиями, например, двигались параллельно по обоим путям дороги в затылок друг другу. Изменились и графики работы паровозных бригад. Если до войны бригада водила эшелоны на определенном «плече» и потом менялась, то в военное время к составу прикреплялся специальный вагон для локомотивной бригады, и она вела состав до места назначения. Машинисты водили составы на тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.

-4

Принимали железнодорожники участие и в боевых действиях. На Ленинградском фронте успешно действовал бронепоезд «Балтиец», который был оснащен даже орудием со знаменитого крейсера «Аврора». На бронепоезде «Красная Звезда» были установлены танковые башни КВ-1. Бронепоезд «Салават Юлаев» был оснащен зенитными орудиями – для прикрытия войск от воздушных вражеских атак. Особое значение имели также санитарные поезда и поезда-госпитали. Все помнят кадры из знаменитого фильма «Офицеры», где жена главного героя командует таким составом во время войны.

Перед отправкой из Москвы Поезд Победы посетили заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, Министр науки и высшего образования Валерий Фальков и председатель правления АО «РЖД» Олег Белозеров. В коротком брифинге для прессы они поделились своими впечатлениями.

Сергей Кириенко: «Этот поезд – это символ всей Великой Отечественной войны. Отсюда, с Белорусского вокзала, бойцы отправлялись на фронт. Сюда они возвращались победителями. Во время войны вся страна на колесах, на рельсах жила. Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто участвовал в создании этой экспозиции. Она первая в мире, такой – в рабочем железнодорожном составе – больше нет нигде. И хотел бы также отметить, что Поезд Победы – это дань уважения всем железнодорожникам, которые трудились во время войны, совершали и трудовой, и боевой подвиг, приближали наш общий День Победы».

Валерий Фальков: «Мы в этом году много проектов запустили, посвященных 75-летию Победы. И этот Поезд Победы – такой финальный, значимый аккорд всего Года памяти и славы. Кстати, в одном из вагонов, если вы обратите внимание, есть фигура академика Курчатова, ученого, который также и во время войны, и после нее отдавал все свои силы стране, создавал оружие, которое по факту не допустило после Второй мировой войны ни одного крупного конфликта такого масштаба. Люди науки много сил вложили для Победы. И с медицинской точки зрения, и с военной все работали для фронта».

Олег Белозеров: «Это очень эмоциональный проект. Буквально с первого вагона погружаешься в атмосферу тех лет, тех событий. Как будто попал в „машину времени“. Огромное спасибо команде создателей проекта, и я очень рад, что Российским железным дорогам также удалось внести свой вклад в его реализацию».

На предложение оставить Поезд Победы работать на постоянной основе в качестве музея на колесах – Кириенко и Белозеров ответили: «Да, теперь рука уже не поднимется такую экспозицию разрушить».

В Москву Поезд Победы вернется в феврале 2021 года.

Подготовил Виктор КАРЕЛИН

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!