Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Геном" Сергея Лукьяненко - биопанк отечественного розлива

Впервые я книгу читал давно, когда был намного моложе, веселее и наивнее, и мир казался красочнее, а люди — добрее… Шучу, конечно. Но времени действительно прошло много, и вот недавно я решил освежить впечатления.

Обложка, конечно, кичевая, но мне почему-то очень нравится
Обложка, конечно, кичевая, но мне почему-то очень нравится

Знаете, есть такое правило — никогда не перечитывать произведения, безумно нравившиеся много лет назад? Помню свое непомерное разочарование, когда я уже взрослым дяденькой взялся перечитывать до дыр затрепанный мной в детстве «Таинственный остров». Сплошные ляпы, деревянные персонажи, абсурдные ситуации… Мда. В общем, за «Геном» я брался с опаской, потому что когда-то он меня просто загипнотизировал. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю почему — то была первая в русскоязычной фантастике ласточка только-только появившегося тогда поджанра «биопанк», к которому я и по сей день испытываю изрядное уважение (еще бы не испытывать, когда его развивают такие мастера, как Ди Филиппо, Стерлинг и Бачигалупи).

Конечно, у Лукьяненко это получилось довольно наивно, несколько неуклюже и местами с пробелами в плане научной подготовки, ну и, строго говоря, не совсем в канонах биопанка (хотя все же очень близко) но роман все получился отличный, хотя с многочисленными родимыми стилистическими и сюжетными пятнами, свойственными творчеству Сергея Васильевича.

Вообще, именно после прочтения «Генома» я впервые попытался суммировать для себя общие впечатления от творчества Лукьяненко. Первое: автор — несомненный пламенный певец морали. Размышления над основными моральными принципами лежат в основе практически всех его произведений, и не так уж важно, какие именно фантастические допущения и сюжетные линии он привлекает для того, чтобы исследовать эти принципы и их изменения в индивидууме и в обществе под давлением различных обстоятельств.

-2

Второе — в стремлении как можно четче прорисовать влияние морали на действующих лиц, автор зачастую до предела упрощает их психологию, скатываясь в этакие психологический экспрессионизм — все черты характера за исключением необходимых для раскрытия основной идеи произведения безжалостно отбрасываются. Отличие «Генома» от остальных книг Лукьяненко в этом смысле следующее: в нем автор подвел достаточно прочное сюжетное основание под одномерность характеров своих героев, и, как ни странно, герои от этого только выиграли, сумев, выражаясь языком искусствоведения уйти от наивизма к экспрессионизму. Хотя, честно признаюсь, «хэппи-энд» показался мне несколько притянутым за уши — я имею в виду столь легко инициированные кардинальные изменения в жестко запрограммированных в ДНК характерах героев. Извините, Сергей Васильевич, но структуру ДНК по мановению волшебной палочки или под прицелом бластера так запросто не поменяешь. Ну да ладно, в конце концов это же фантастика.

И еще одно, что начинает бросаться в глаза по прочтении нескольких произведений Лукьяненко. Сергей Васильевич, не мудрствуя лукаво, из романа в роман, из повести в повесть продолжает пользоваться одним простым, но эффективным приемом ловли читателя на «эмоциональный крючок» - в качестве наживки он использует детей или подростков — особенно это касается его ранних произведений (И я тут не говорю о его книгах для подростков). Прием вполне работающий, и не один Лукьяненко им пользуется, но неужели больше нет никаких вариантов?

Уже когда я писал этот отзыв и посматривал одним глазом во всемогущий гугль для проверки имен и дат, я обнаружил, что у «Генома», оказывается, есть и продолжение - «Танцы на снегу». Уважаемые мои посетители, читатели и подписчики, жду от вас рекомендаций — стоит ли читать? Достойно ли продолжение первой книги?

Ну и конечно — если понравились мои соображения, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и заходи ко мне почаще, я постараюсь регулярно радовать вас новыми рецензиями и обзорами!