Часть руководителей изучает классификации людей и пытается понять и примерить их к своим сотрудникам.
Другая часть руководителей считает, что все эти классификации и типы сотрудников дело HR и стараются избегать в своей работе.
Мое мнение, что много простых инструментов, которые можно использовать и не быть психологом. Например, командные роли Белбина. Автор выделил девять командных ролей, выполняемых людьми, и распределил их по трем группам: нацеленные на действие, социальные и интеллектуальные. Каждая из этих ролей соотносится с характерным сильными сторонами личности.
Нацеленные на действия:
🏃♂ Мотиватор - динамичный человек, не теряет самообладания в напряженной обстановке. Обладает напором и мужеством преодоления препятствий. Импульс команды.
🏃♂ Реализатор - дисциплинированный, надежный, предусмотрительный и квалифицированный. Претворяет идеи в практические дела. Подозрительно относится к новым идеям.
🏃♂ Критик или контролер - старательный, добросовестный, беспокойный. Ищет ошибки и упущения. Своевременно выполняет порученную ему работу.
Социальные:
👫 Координатор - определяет общие цели, руководит процессом принятия решений, умело делегирует полномочия, раскрывает таланты других и направляет их на достижение цели команды .
👫 Вдохновитель - отзывчивый, спокойный, восприимчивый и дипломатичный человек. Умеет выслушать других, созидает, предотвращает трения и успокаивает людей.
👫 Исследователь ресурсов - полон энтузиазма, коммуникабельный. Анализирует возможности, развивает контакты, налаживает связи.
Интеллектуальные:
🙋♂ Генератор идей - креативный, одаренный богатым воображением, нарушающий правила. Решает сложные проблемы.
🙋♂ Аналитик - благоразумный, стратегически мыслящий и проницательный. Рассматривает все варианты.Делает безошибочные выводы
🙋♂ Специалист - искренний, самостоятельный, преданный. Обладает редкими знаниями и навыками.
По мнение Белбина отсутствие какой-то роли в команде обязательно приведет к какому-нибудь недостатку в работе. Может быть такая ситуация, что сотруднику свойственна роль “реализатор”, а функциональный обязанности и ожидания руководителя из роли “генератор идей”. В этом случае сильные стороны сотрудника не воплощаются, что приводит к демотивации, выгоранию и поиску себя.
Чем может быть полезна данная информация руководителю?
📌 Понять, какие роли реализуешь сам
📌 Какие роли существуют в твоей команд и кем они реализуются
📌 Каких ролей в твоей команде нет и как это влияет на эффективность команды и на результаты бизнеса
📌 Совмещены ли роли и функциональные обязанности у сотрудников
По итогам аналитики можно уже выбрать способ усиления команды:
1⃣ Отобрать сотрудников способных выполнять необходимые роли
2⃣ Изменить функции сотрудников, подбирая соответствующие им роли
В канале @smestavcareer я делюсь своим опытом о том, c чего стоит начать руководителю, как корректно давать и получать обратную связь, рассказываю о простых и практичных инструментах, а также о книгах, из которых почерпнула что-то полезное для себя.