Первые электрички в РСФСР. Не в СССР, а именно в России (для людей помоложе, кто может не знать, РСФСР расшифровывалось как Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и она была одной из 15ти республик, входивших в СССР).
Итак, речь пойдет о первых электричках, точнее - электросекциях, которые впервые пошли в России в 1929 году. Это электросекции Св и Сд.
Ко второй половине 1920х годов загруженный московский узел подошёл к пределу своей провозной способности в пригородном движении. Начавшийся тогда рост пригородов, расцвет дач после Гражданской войны, большой приток «внутренних мигрантов» в Москву со всех регионов Союза - всё это увеличивало нагрузку на пригородную сеть. Поезда с паровой тягой, которые порой состояли из полутора десятков вагонов, не могли развивать большую коммерческую скорость, так как паровозы достаточно неспешно набирали ход с тяжелыми составами, набитыми людьми. Частые остановки не давали быстро разогнаться, только тронулся, как уже надо было тормозить у следующей платформы. Требовался качественно новый подход.
К тому времени уже более четверти века бороздил улицы городов такой электрический зверь как трамвай. И с 1926 года на электротягу был переведён участок Баку-Сабунчи в Азербайджанской ССР, именно там пошли первые в Советском Союзе электропоезда. Всё это давало и опыт, и понимание того, что необходимо внедрять на Московском узле.
Поэтому в далеком теперь 1928м году начались работы по электрификации самого загруженного пригородного направления Москва-Мытищи Северных железных дорог. Параллельно шла постройка первых электросекций Св - образца Северных дорог с оборудованием фирмы Виккерс. С 1929 года с Северного (ныне Ярославского) вокзала Москвы наряду с паровозами стали отправляться и электропоезда. При этом все пригородные поезда, которые выходили за пределы электрифицированного участка, продолжали ходить под паровозами.
Правда своё обозначение «Св» электросекции получили не сразу. К моменту выпуска на линии они носили серию ЭМ (Электровагон Моторный) и Э (такой серией обозначались прицепные безмоторные вагоны).
Моторные вагоны получили номера ЭМ.401 и выше, прицепные вагоны без багажного отделения - Э.501 и выше, прицепные с багажным отделением - Э.601 и выше. То есть, к примеру, электросекция 023 имела составность Э.523 - ЭМ.423 - Э.623. В дальнейшем обозначение поменялось на Св (Сд для секций с оборудованием завода Динамо) 001 и выше для моторных, 1001 и выше для прицепных без багажного и 2001 и выше для прицепных с багажным отделением. Та же электросекция Св.023 имела составность 1023-023-2023. Такой принцип нумерации сохранился до электросекций Ср3.
Электросекции С представляли собой трехвагонную подвижную единицу с одним моторным самоходным вагоном посередине и двумя прицепными вагонами по краям. Один из прицепных вагонов имел багажное отделение, правда такие вагоны появились не с первых секций.
В каждом из вагонов была сделана полноценная кабина машиниста, в отличие от последних среди секций С - Ср3, где в моторном вагоне была только упрощенная кабина для маневровый передвижений. Кроме того в первое время в тамбуре, противоположном кабине моторного вагона, так же устанавливался пост управления.
Все секции строились с выходами на высокие платформы. Но самые первые секции оснащались раскладными ступенями для возможности входа с полотна или низких платформ. Эти ступени не прижились, были демонтированы и впоследствии не устанавливались.
Отличительные признаки первых секций: клепаный кузов (в середине 1930х заклепки заменили сваркой), одно лобовое окно в прицепном вагоне без багажного отделения. В прицепном с багажным отделением лобовых окон было два, причём со стороны, противоположной машинисту, окно было меньше, что создавало диспропорцию в облике.
Самые первые прицепные вагоны с багажным отделением имели 9 окон в салоне с каждого борта. В дальнейшем окон стало 8 и они немного изменили своё расположение. Двери багажного отделения имели маленькие окошки и открывались наружу, вне габарита! В дальнейшем, как правило уже после войны, они были переделаны на открывание внутрь вагона и получили увеличенные окна.
Отличались от современных и двери между салоном и тамбуром. На самых ранних электросекциях они имели вертикальный брус посередине дверного проема, который делил раздвижные двери на две отдельные створки. Уже в середине постройки секций Сд его ликвидировали и вход из тамбура в салон стал такой же, как и на всех последующих поездах, вплоть до современных ЭР, ЭД разных серий и ЭП2Д/ЭП3Д.
Запуск электропоездов в 1929 году произвёл фурор! Газетные статьи тех времён пестрели заголовками «Поезд без паровоза!». На фото тех времен пассажиры рассматривают непривычную новинку. Резко выросла скорость движения. Повысился комфорт пассажиров. После пригородных вагонов паровозной тяги, прокуренных, темных, с маленькими окнами, новенькие электропоезда разительно отличались в лучшую сторону.
Окрас электропоездов так же сильно их выделял среди других поездов. Светло-серый верх, сочно-вишневый низ, серая крыша, ярко-красные токоприёмники- всё это создавало ощущения праздника.
Ещё одно ключевое отличие секций тех времён - это сигнализация. Хвост каждой электросекции обозначался как одиночно следующий локомотив - одним красным правого буферного фонаря. Три классических красных в хвосте электричек появились гораздо позже. Для этого на электросекции первого выпуска пришлось врезать дополнительные огни. Белых буферных огней первые электросекции вообще не имели и голова поезда в ночное время обозначалась только прожектором.
Для желающих прочувствовать, как воспринимались современниками первые электропоезда, советую прочитать рассказ известного режиссера и ещё более известного любителя железных дорог - Льва Рагозина. Рассказ называется «Электрички моего детства» и он есть в свободном доступе в сети.
Этим поездам суждено было прожить долгую жизнь, пройти множество модернизаций и изменений. Электросекции Св и Сд переделывались в секции РС (рекуперативные), См и См3, им врезались подножки для выходов на низкие платформы, делались другие изменения.
По традиции, хочу сказать пару слов о модели электросекции Св.023 в масштабе 1:32. Модель сделана достаточно давно, в 2004м году, в 2014 прошла коренную реконструкцию. Но так как секция строилась ещё в студенческие годы, то сделана достаточно коряво.
Материалы - оргалит (МДФ) в моторном вагоне, пластик - в прицепных, дерево, металл, рамы тележек сделаны из фольгированного текстолита. Модель оборудована японскими двигателями от плейеров, расположенными на тележках моторного вагона по одному на каждую ось. Сделано освещение и открывающиеся двери. Токоприёмники спаяны из луженой медной проволоки и жести и состоят почти из сотни деталей каждый.
Продолжение обзора про трехвагонные электросекции Св и Сд - опытные трехвагонки.
Спасибо за прочтение!