Это фотографии места, где почти 100 лет назад располагалась усадьба владельца деревни Павловка действительного статского советника Александра Дмитриевича Булгакова. От дом не осталось ничего, что напоминало бы о том, что здесь было раньше. С автомобильной дороги заросли кустарника закрыли котлован от строения.
А так выглядит Большая поляна в бывшем барском саду. Она располагалась сзади барского дома. Здесь лет 50 назад еще были яблони, вишня, сохранившиеся с далеких времен. Приведу выдержки из книги С.Б Веселовского "Семейная хроника. Три поколения русской жизни." Это воспоминания Натальи Константиновны Веселовской:
"Имение Булгаковых "Павловка" или "Булгаковка", находилась ... на границе Саратовской губернии. Господский дом располагался на высоком берегу речки Карай, на другом берегу была уже Тамбовская губерния... Старый дом крепостного времени, нижний этаж каменный, для хозяйственных нужд, верхний, жилой, - деревянный, в наше время ветхий. С балкона на фасаде, обращенном к реке, открывался далекий чудесный вид на реку, луга и леса за ней. (Примечание. Это детские воспоминания. Дом вовсе не стоял на берегу реки, а находился от нее в полуверсте на высоком холме. Леса за рекой никогда не было, если только сады.) Большая открытая веранда выходила в запущенный сад-парк, с тенистыми аллеями, громадными деревьями. В фруктовом саду заросли старых вишневых деревьев. Во всей округе Булгаковка славилась своими вишнями и многие соседи, и мы в том числе, приезжали туда каждое лето и покупали у приказчика вишню прямо с дерева."
Действительно, за барским домом растут старые вишневые деревья, груши и сохранилось несколько лип. Отходящие на запад от дома заросли чем-то напоминают аллею.
После отмены крепостного права владельцы Булгаковки фактически забросили хозяйство, землю они ежегодно сдавали в аренду, сад, оранжерея были заброшены, скот продан. В 1917 году старый дом сгорел.
Места здесь конечно живописные, красивые. От былой благоустроенности остались заросшие терновником и вишней усадьбы домов. В апреле этого года, от огня, перекинувшегося со стороны Тамбовской области, сгорели несколько нежилых домов и сараев в соседней деревеньке. Дорога, проходящая рядом с Павловкой, представляет собой больше полигон для испытаний, чем дорогу. Школы и фельшерско-акушерского пункта как и магазина нет. Деревня с почти двух вековой историей тихо доживает последние годы.
Время безжалостно. Если в начале XIX века эти деревни были опорными пунктами Балашовского уезда, сегодня они отчаянно цепляются за то, чтобы сохранилось название деревень...
Умирает село, умирает...
Это сразу заметно теперь.
Не поёт здесь никто, не рожает
И не строится новая дверь.
Лишь шумят тополя-старожилы,
Словно памятник жизни былой.
Зарастает усадьба крапивой,
Где нахмурился домик пустой.
Не гуляют стада за деревней,
И не радует поле зерном.
Что ж случилось с тобою, Россия?
Без села мы же все пропадём!
(Мария Евлампьевна Голубева 1992 г.)